100 бальный рейтинг вин
Рейтинги вина. Очень подробно о 100-бальной и 20-бальной шкале
50-74 балла (до 12/20)
Выраженно дефектное вино. К употреблению не рекомендуются. Получать хоть какое-то удовольствие от такого вина невозможно.
Часто производители нижнего сегмента маскируют дефекты вина добавлением гелеобразного виноградного сахара. Дешевые российские красные полусладкие весьма часто производятся из подслащенного, часто дефектного, импортного виноматериала. Такой полуфабрикат, завозимый в цистернах для последующего бутилирования, нызывают «балк».
В диапазон «50-74» попадает львиная доля дешевого вина из Бордо (ну, скажем, почти все до 400 рублей, и очень многое до 700 рублей), которым просто забиты полки российских супермаркетов. Вообще, в Бордо делают гораздо больше плохого вина, чем хорошего, и покупать его следует очень осторожно.
В противном случае вас ждет нечто от безвкусно-водянистой жидкости до фирменного бордосского стиля «пыльный чердак с голубятней». Нет, это не подделка. В России практически нет шансов купить поддельное вино. Это настоящее вино из Бордо, просто это такое вино. (Рекомендуем цикл телепередач Оза Кларка и Джеймса Мэя «Большое винное путешествие Оза и Джеймса», выпущенный BBC. В самом начале Оз говорит Джеймсу, что в Бордо делают огромное количество плохого вина, а потом заставляет нюхать коровью лепешку).
75-79 баллов (12.5-13.5)
Посредственное, на грани дефектного. Журнал Wine Spectator в целом не рекомендует такие вина к употреблению, указывая на «небольшие дефекты». Роберт Паркер более снисходителен: он подчеркивает, что такой рейтинг есть у многих «честных, недорогих», хоть и очень простых вин, которые можно пить, если «ситуация ни к чему не обязывает». Например, такой рейтинг может получить водянистое, но соответствующее сортовому профилю вино со, скажем, недостаточной кислотностью и невнятными таннинами. Пить можно, но лучше использовать для кулинарных целей.
К диапазону 75-79 баллов можно отнести большинство позиций чрезвычайно популярного в России французского производителя J. P. Chenet. Пятнадцать лет назад эта марка покорила российский рынок — эти вина в запоминающихся бутылках с гнутым горлышком выгодно отличались от дефектного бордо или подслащенного балка. И хотя за такие же деньги можно взять Аргентину или Чили классом выше, спрос на «Жан-Поль Шене» по-прежнему высокий.
80-84 балла (14-15)
80 баллов — это фактический порог приемлемости, граница между условно плохим и условно хорошим вином. Как часто говорят, это «качественное вино на каждый день». Обладает выраженными ароматом и вкусом, которые можно аналитически разложить на составляющие при одной значительной доминанте.
С этого уровня начинается интеллектуальное удовольствие от потребления вина. Для начинающих оно, в первую очередь, состоит в радости узнавания вкусов и ароматов, описанных в чужой дегустационной заметке. В винах этого диапазона обычно уже хорошо проявляются сортовые особенности винограда. С таких вин лучше начинать свое винное самообразование. Но не ждите ни большой сложности, ни слишком ярких эмоций — всё-таки это довольно простые образцы.
Что из доступных массовому потребителю позиций относится к этой категории? С Чили в России всё хорошо: к этой ценовой и рейтинговой категории относится базовая серия от производителя Viu Manent (обратите внимание на Карменер) и линейка Cono Sur Bicicleta с велосипедом на этикетке. Не перепутайте с более дешевой серией Cono Sur Tocornal: в ней поставщик, похоже, утилизирует дефектный виноматериал. Любопытно, что этой части продуктного ряда не существует для официального сайта производителя, но в российском ритейле она есть. Берите тот Cono Sur, который с велосипедом.
Вообще, в категории «80-84 балла до 500 рублей в супермаркетах» можно найти очень много интересных позиций. Это и множество базовых аргентинских Мальбеков, и бюджетные испанские Риохи.
Францию в диапазоне 80-84 можно взять за чуть большую сумму, от 600 до 1000; к такому уровню относится большинство позиций от Barton&Guestier (ближе к 80) или разные Бордо от бренда-негоцианта Dourthe (ближе к 84). Заметим, у вин юга Франции и долины Роны в целом гораздо более выгодное соотношение цены и рейтинга, чем у вин Бордо.
85-89 баллов (15.5-16.5)
«Очень хорошие, с особенными потребительскими характеристиками», как определяет журнал Wine Spectator. Более сложны, имеют несколько доминант во вкусе и аромате. Кроме сортовых и базовых терруарных качеств, в винах этого уровня в определенной степени присутствует собственная индивидуальность. Практически всегда есть выраженное послевкусие: после того, как вы сделаете глоток, вы продолжаете чувствовать вкус еще какое-то время.
Такое вино, если оно стоит недорого, редко бывает агрессивно-крикливым; его характер — не экстравертная простота рубахи-парня и не обжигающий блеск высшего общества. Это, скорее, интеллектуальная скромность при чувстве собственного достоинства. Хотя вина в этом диапазоне баллов могут быть очень разными по стилям.
Для диапазона 85-89 разброс цен, пожалуй, будет наиболее широким. 87-балльное вино может стоить как 5000 р., так и 500 р. Среди популярных, широко известных вин в этой категории можно назвать базовые испанские вина от Campo Viejo или Torres. По своему опыту скажем, что рейтинг 87-89 при цене до 1000 рублей — это очень хорошо.
90-94 балла (17-18)
Выдающееся вино с превосходными потребительскими качествами и выраженным стилем. Вино для особого случая. Более яркое, более насыщенное, слоисто-сложное, с длинным послевкусием, очень часто отражающее специфический культурный контекст.
Заметим, что порог в 90 баллов преодолеть весьма трудно. 90-балльное вино может быть таким же сложным и интересным, как 89-балльное, но обязательно отличится гармоничностью композиции. В нем нет изъянов. На себя не обратит внимание ни слишком большая, ни слишком слабая кислотность, танины не слишком резки, а все части вкуса и аромата комплиментарно дополняют друг друга. Но «отполированность» не делает его скучным.
Отчасти поэтому многие премиум-вина, бутилированные без фильтрации, редко получают 90 баллов и выше. Они сложны, интересны, экспрессивно выразительны, но очень часто воспринимаются как «грубоватые» или «шероховатые». В англоязычной винной критике таким позициям атрибутируют «rustiс / rural character» — «деревенский характер». С другой стороны, такое самобытное 87-балльное вино может быть очень гастрономичным — скажем, за перечным стейком его будет разумно предпочесть тонкому, сложному образцу международного стиля, получившему 90 баллов. Вина с рейтингом 90+ исчезающе редки на полках большинства супермаркетов. Их приходится специально искать; выбор и покупка такого вина обычно требует дополнительного сбора информации.
95-100 баллов (18.5-20)
Такое вино называют «великим». Выпитая бутылка такого вина — это ярчайший романтический опыт, который запоминается на всю жизнь. Это произведение искусства. Если к Вам попала такая бутылка, то распорядитесь ей с умом. Выпейте ее с теми, кого Вы любите. Сделайте это в особенном месте. Только не забудьте заранее найти подходящие бокалы. Покупать вино такого уровня лучше всего за границей. В Европе, приложив некоторые усилия и обладая запасом везения, сможете найти и за сотню евро. Но в целом после 95 баллов цены взлетают астрономически. Вино с рейтингом, близким к 100, — это предмет коллекционирования и аукционных торгов.
Тем не менее, иногда можно найти великие вина по вполне демократичным для них ценам. Например, вино Quintessence 2015 от Chateau Pesquie — 95 баллов — и всего за 2500. Почти столько же получило например, Pingus 2011, которое стоит 90 тысяч.
Источник
Ок, давайте обсудим 100-балльную систему оценки вин
Занятная вдруг стала наблюдаться тенденция. Из некоторых утюгов, более или менее успешно поющих про вино, стала раздаваться отчетливая песня «Роберт Паркер идьот, и рейтинг у него дурацкий, дурацкий, дурацкий». С милой такой попугайской последовательностью.
Где-то этот тезис хорошо завуалирован, где-то — откровенно в лоб. Но невооруженным глазом видно, как винному потребителю пытаются вкрутить в сознание идейку о ненужности, вредности и непонятности 100-балльной шкалы оценки вин. Не нужен нам берег турецкий, ясное дело. И тут возникает естественный вопрос, откуда бы взялись все эти дровишки.
Начнем с того, что Роберт Паркер — крупнейший, первейший и известнейший американский винный критик. Его влияние на мировую винную индустрию даже странно как-то обсуждать, это факт и аксиома. Он родился в 1947 году, его первый журнал «The Wine Advocate» вышел в 1978 году. Сейчас Паркер практически отошел от дел, сколько ж можно работать. Но дело его живет, американская винная критика выглядит вполне солидно.
И помимо того, что Паркер представлял собой как собственно личность в истории и крупная фигура, одно из его важных деяний — введение в обиход 100-балльного рейтинга в качестве оценки вина. С одной стороны, это как бы совершенно логично — в Америке вообще принята 100-балльная шкала оценок. С другой стороны, из-за того, что так и вино можно оценивать, как выяснилось, случился невероятный прорыв. На американском рынке уж точно.
Покупатель вдруг получил понятную линейку для измерения качества вина. И производитель вдруг узнал, что у покупателя есть линейка. И тут они новыми глазами посмотрели друг на друга.
Причем все довольно просто. Шкала Паркера такова: 50-59 — неприемлемо, 60-69 — ниже среднего, 70-79 — средненько, есть недостатки, 80-89 — от выше среднего до очень хорошо, 90-95 — выдающийся результат, 96-100 — extraordinary, то есть исключительные, великие вина.
Мне лично больше нравится более поздняя трактовка шкалы от журнала Wine Spectator. Там примерно все то же. Но понимая, что шкала ниже 75 вообще никого не интересует, они немного подробнее разбили хоть сколько-то приемлемую часть: 75-79 — годное для питья вино, с небольшими недостатками, 80-84 — вино добротное, 85-89 — вино со стилем и характером. 90+ — выдающееся вино в любом случае, какую версию шкалы ни возьми.
Понятно, что в странах с глубокими винными традициями рядового винного покупателя рейтинги мало волнуют. Испанец и без того прекрасно знает, что за вино ему купить на ужин. Он пьет вино своей страны, а то и своего региона, и отлично знаком с ассортиментом. Для стран же, где винная культура в зачаточном виде, как у нас, например, рейтинги — великое все-таки подспорье. И вообще полезны.
Хотя у нас в крови течет пока что пятибалльная система оценки все-таки. Мне, например, несколько лет назад 100-балльный рейтинг был совершенно не близок. Когда ты полный неофит, какое там, вино оценивать. Тогда мне казалось, что я в состоянии понять только про соотношение цена-качество или цена-удовлетворенность покупкой, что-то такое. 5 баллов вроде мало, ну пусть будет шкала 10 баллов.
Но когда ты попробовал сотню вин, ты вдруг понимаешь — что все, деваться некуда. Никакие твои описания и оценки «цена-качество» не дают представления другим людям о том, что же за вино-то собственно в бутылке было. А пишешь 84 / 100, короткое описание — и все, кто хотел, все поняли. С этим ничего нельзя сделать. Это определенный язык. Хоть и состоящий из нескольких цифр, но тем не менее. А уж когда в опыте потребления вина считаются сотнями, то рейтинг в сознании всплывает просто автоматически, хочешь — не хочешь.
И кто же у нас может быть недоволен популярностью этой довольно прозрачной шкалы? Тот, надо полагать, кто в этой системе координат смотрится очень слабенько. А именно наше дорогое российское виноделие. Точнее, не само оно, а кто-то, нежно заботящийся о его имидже. Вероятно, в свете периодических «Дней российских вин» и полного отсутствия хоть какой-то связи между ценой и качеством росвин.
Самому-то нашему виноделию как раз очень непросто, как и любому почти бизнесу в этой стране. Мы за него переживаем и хотим, чтобы было и развивалось, периодически покупаем российское вино и пытаемся найти там проблески мысли. Но радует оно редко. Пока что массово наше вино выглядит весьма скромно по качеству, и очень нескромно по цене. Проигрывая собственный рынок практически всем. А потребитель — не благотворительная организация, хочет покупать вино хорошее и недорогое.
Ну и неких пиарщиков, вероятно, посетила богатая идея убедить как-то покупателя, что система Паркера — ерунда, какие-то там непонятные цифры. Давайте говорить о вине как об искусстве, что за глупые оценки. Зачем кому-то знать, что у вина рейтинг 81 / 100, к примеру, и цена 800-1000 рублей. Давайте просто скажем, что вино неплохое, и все. Вдруг потребитель захочет купить вино для соуса рублей за 900. И не будет задумываться, какого уровня испанские вина можно купить рублей за 500-600.
Еще на vivino можно подтянуть ресурсы, догнать тамошний рейтинг какого-нибудь Голубицкого до 3.7, например. Что-то такое 3.7, кто-нибудь понимает? Я не очень. Зато написано «хорошее соотношение цена-качество». При этом цена 499 рублей обычно. Тянет Каберне Голубицкое на 82-83. Это если считать по-доброму, что 80-84 — это все-таки просто годное вино без косяков. Если считать по Паркеру, что действительно хорошее вино начинается от 80, то Голубицкому не светит и 80. Это все-таки вино очень среднего качества. Хотим ли мы покупать за 499 рублей вино очень среднего качества? Да вот как-то не очень. Но на vivino написано другое.
Во вред рейтингам Паркера работают еще и другие маркетологи. Которые лепят эти рейтинги на этикетки вин, надо и не надо. Они вроде как гордятся, что вот вино за какой-то год получило высокий рейтинг. Но каково потом покупателю, который купил вино в надежде на уровень 90 баллов, и никаких 90 баллов внутри не нашел. Особенно на нашем российском рынке это нередко наблюдается, потому как нам привозят какие-то специальные розливы частенько, импортерами заказанные. А на этикетках все те же высокие баллы, при том, что вино совсем другое.
Это перекос, конечно, но он не отменяет ясности и понятности 100-балльной шкалы. Высокий рейтинг означает, что вино бывает вот таким. Перед критиком стояло вино определенного качества. Вы же поняли, какого качества? Это главное, в этом и заключается смысл этого несложного кода. А по дороге до потребителя многое может пойти не так. Тот же самый Паркер сказал, что не бывает великих вин, бывают только великие бутылки. Какая бутылка окажется перед тобой — всегда тайна.
А винному потребителю что остается? Всегда думать головой, изучать информацию, сравнивать, искать вино и стили, которые нравятся. И критически подходить к вещанию из любого утюга, этого в том числе.
Источник
Прагматичный подход к использованию винных рейтингов
100-балльная шкала оценки вин на сегодняшний день является одним из критериев уровня и показателей качества для потребителя. Никто не спорит, что здравый смысл в оценках есть, но чтобы лучше понимать, как работают рейтинги, нужно подойти к вопросу несколько глубже, чем просто искать вино с числом 90 и больше.
Давайте разбираться вместе в существующих системах оценки, посмотрим достоинства и недостатки разных систем и, наконец-то, перестанем путаться в цифрах.
Что такое винный рейтинг?
Винные рейтинги не оценивают вину по категориям «вкусное» и «невкусное». Оценка профессионалов базируется на показателях качества и типичности. Типичность — это то, насколько характеристики конкретного вина отражают стиль сорта и региона.
Это может показаться кому-то натянутым, но давайте сравним винный рейтинг с выставкой собак.
— собака-победитель — это та, которая идеально отражает качества своей породы;
— если у собаки смешные лапы и нетипичный окрас, вполне вероятно, что лично вам собака нравится, но победить в выставке ей не удастся.
По факту, рейтинг — это числовая оценка в баллах на основе дегустации. Винный критик оценивает вино сам, без каких-то лабораторных тестов, а его единственные помощники в этом нелегком деле — собственные органы чувств. Автор оценки всегда указывается, потому что она в достаточной мере остается субъективной.
Как и когда появился рейтинг для вин
По мнению многих, винный рейтинг популяризировал и возвел на пьедестал в 1980-х годах Роберт Паркер. Вплоть до недавнего времени Паркер был самым влиятельным критиком, и его 100-балльная система оценки считается стандартной шкалой, по которой критики оценивают вино чаще всего. Сам Паркер уже несколько отошел от дел, но созданный авторитетным дегустатором журнал Wine Advocate работает, а вина регулярно оцениваются силами экспертов издания.
Многие эксперты впоследствии смогли стать «отдельными брендами». Например, Антонио Галлони, ведущий обозреватель издания, которого долгое время пророчили в преемники Паркера, ушел из журнала в 2013 году, создав свой собственный ресурс Vinous. Он также работает со 100-бальной системой оценки и заслужил отличную репутацию в винном мире.
Вернемся к нашему Паркеру. Согласно его шкале, вина с рейтингом 80-89 и выше заслужили оценку «выше среднего», это хорошие образцы, которые можно рекомендовать к покупке. Вина, оцененные экспертами в коридоре от 90 до 95 – это выдающиеся вина, сложные и, немаловажно, характéрные (возвращаемся к вопросу о типичности). Если же образец удостоился еще более высокой оценки, это, несомненно, говорит о его исключительности.
Как вы понимаете, оценки ниже 90 бояться не стоит. Если взять все оцениваемые вина мира и высчитать средний рейтинг, то это будет показатель около 87-89 баллов.
Другие рейтинговые системы
Некоторые известные журналисты и винные критики, в первую очередь Дженсис Робинсон (известный британский критик и личный винный консультант Елизаветы II), используют шкалу из 20 баллов.
Пример работы ее оценок:
18-20 баллов: действительно исключительные вина, заслуживающие особого внимания.
16 баллов и выше: незаурядные, редкие образцы способные доставить массу удовольствия.
15 баллов: среднее, хорошее вино без недостатков.
Известные журналы, такие как Decanter, Wine Spectator, Wine Enthusiast работают также по 100-балльной системе. Такое крупное издание, как Wine Spectator, оценивает колоссальные 15000-16000 вин в год! Кроме прочего, в каждой стране найдется свой собственный Роберт Паркер.
Самый признанный винный критик Испании – Хосе Пеньин, в Германии и Австрии особую популярность имеет журнал Falstaff, в Италии, несомненно, Гамберо Россо со своей собственной шкалой в 3 бокала, схожей с системой оценки ресторанов Michelin. На фоне этого разнообразия давайте немного порассуждаем, о том какие у рейтингов есть недостатки.
Для критиков не вызывает особого труда оценить, попадает вино в разряд качественных или нет, но, когда речь идет о винах 90+, им часто сложно прийти к единому мнению.
Тут еще важно то, что в целом можно выделить 2 «школы»:
— критики, предпочитающие комплексные и мощные вина;
— критики, предпочитающие сложные и легкие вина.
Да, поэтому мы в самом начале сказали о факторе субъективности.
Решение: обращаем внимание на критика и смотрим на «среднюю температуру по больнице».
Например, Wine Enthusiast обычно щедр на баллы, а Дженсис Робинсон (что уж говорить, если она даже шкалу оценок выбрала 20-балльную) и Роберт Паркер оценивают вина гораздо строже.
Если вы любите новозеландский совиньон блан, а купите французский совиньон из Pouilly-Fume, то он может вам не понравиться. Даже если у новозеландца и француза одинаковые оценки. Винный мир прекрасен своим разнообразием.
Решение: Ориентируйтесь на рейтинг тогда, когда берете вино из региона, с которым уже знакомы.
А лучший способ осмысленно покупать понравившееся вино — это узнать, что вам нравится и почему. Рейтинги могут помочь найти качественные вина из новых регионов, но вам нужно будет сделать свою часть работы: изучить, прочесть и понять вино, чтобы учитывать стиль данного региона, а не только характеристики сорта. Начните подробнее изучать винодельческие страны, которые вам нравятся, и не ограничивайтесь только оценками. Развивайте свой вкус, научившись активно пробовать вино.
3. В мире больше вин без рейтинга вообще, чем оцененных
Некоторые отдельные винные критики пробуют до 700 вин всего за несколько дней, журналы оценивают тысячи вин в год. Хотя эти цифры поразительны, они — капля в море всех уникальных вин, которые выходят каждый год.
Решение: не волнуйтесь, если вино не оценено.
Если вы пытаетесь выбрать между двумя одинаково выглядящими винами, одно из которых оценено, а другое нет, это не обязательно означает, что оцененное вино лучше, (возможно, до первого просто не добрался винный критик).
4. Низкие оценки никогда не публикуются
Когда вы в последний раз видели на полке вино, в котором гордо говорилось: «79 баллов!»? Хотя низкие рейтинги существуют, вы редко их увидите. И будет нелегко свободно найти эту информацию, потому что сайты с рейтингом вина взимают плату за доступ.
Решение: использовать альтернативные ресурсы.
Один из альтернативных инструментов — смотреть на таких сайтах, как cellartracker.com или winesearcher.com . Но предупреждаем сразу, задачка будет не из легких.
И главное, как мы уже неоднократно сказали — рейтинги субъективны
Рейтинги отлично подходят для поиска качественного вина, но также очень важно помнить, что они субъективны. То, что может быть вином на 90 баллов для одного критика, может быть оценено другим критиком как выше, так и ниже. И то, что имеет высокую оценку, не означает, что оно придется вам по вкусу.
В конце концов, важно, чтобы вино, которое вы пьете, нравилось вам, а не Роберту Паркеру!
Источник