Меню

Кому нужен рейтинг вузов



Кому нужен рейтинг ВУЗов?

Кому нужен рейтинг ВУЗОВ? (взгляд из Европы)

Евросоюз пересматривает свои оценки вузов. До недавнего времени мировой рейтинг вузов в основном определялся наличием Нобелевских лауреатов (ARWU) или обладателей медалей Филдса (для математиков), а также публикациями в самых престижных журналах Science и Nature, что в общемировом контексте давал весьма скромные оценки российским вузам. Однако ARWU десятилетиями присуждал высокий рейтинг одному Европейскому вузу только за то, что в этом вузе в 1930 (!) году стажировался будущий лауреат Нобелевской премии. Рейтинг QS, наверное более объективный, но и он подвергается в Европейской печати резкой критике- если в случайном порядке профессору из Бразилии предлагают оценить Московский областной университет, и на это дают 2 недели, то вряд ли оценка Бразильского профессора будет иметь какое-либо значение кроме его личного восприятия России. Академический рейтинг 2013 года, или как его еще называют Еврорейтинг, применил сетевой подход и учел недостатки прошлых лет. Этот рейтинг в 2013 году ввел дополнительные параметры, которые не случайно называют Европейскими: роль университета в регионе, мониторинг научного и учебного процесса, использование современных технологий, информатизация учебного процесса и ряд других. В итоге оценки российских вузов в мировом контексте кардинально изменились. В результате анализа данных по 2678 ведущим мировым вузам, в число лидеров попал целый ряд российских университетов, лучшим из которых стал МГУ. Еврорейтинг-2014 ввел еще один важный параметр- отношение с работодателями. Этот параметр является важным и подчеркивает востребованность университета в глазах работодателей

Совсем недавно более 80% Европейских работодателей при найме на работу пользовались авторитетными рейтингами вузов- такими как Шанхайский или QS. А почему бы и нет? Такая политика резко сокращала время поиска будущих сотрудников, а выпускники Оксфорда и Кеймбриджа расхватывались с той же быстротой как скажем выпускники Гарварда или МИТ. Но вот наступили времена кризиса…. (далее). И случилось непредсказуемое- в Европе, по статистике, менее 20% работодателей смотрят на рейтинг, а около 80% считают, что всем известный критерий (состоит из 4-х главных положений) уже устарел и весь классический рейтинг должен быть пересмотрен.
Говорит президент концерна Сименс (Германия) Джо Кейсер: “Меня совершенно не интересует сколько Нобелевских лауреатов работали 50 лет тому назад в Университете (а это основа Шанхайского рейтинга). Мне необходимо быть уверенным, что выпускник университета быстро адаптируется к производственной, динамичной и меняющейся обстановке, быстро обучается а потом обучает других.“ Этот взгляд отражает мнение большинство работодателей, успешно переживших недавний экономический кризис. Действительно, в 2014 году европейских работодателей при приеме на работу будущих сотрудников, меньше интересует количество публикаций профессоров и доцентов университета, чем участие студентов в специальных программах, предлагаемых университетом и направленных на сотрудничество с производством. Эти программы составляют так называемый Extra Curicullum. Совершенно скандальным звучит мнение некоторых европейских работодателей, которые пытаются доказать, что они предпочитают выпускников средних школ выпускникам тех ВУЗОв, в которых нет программ Extra Curriculum. Так что же это за специальные программы, которые открывают двери самых престижных Европейских компаний? Европейские компании хотят чтобы сегодня студентам не только читали бы дополнительные курсы те, кто имеет опыт работы на производстве, но чтобы студенты так же участвовали в производственных (совместно с университетами) проектах. Такие совместные программы (например, ODI-Open Disruptive Innovation), настолько важны, что Евросоюз выделило на их поддержку несколько миллиардов евро. Большие финансирования совместных программ (университет-производство) идет и на национальном уровне в странах Евросоюза.
Итак, нынешний работодатель хочет видеть будущего сотрудника выпускником ВУЗа, образованным человеком которому хорошо объяснили, что такое послекризисное, диверсифицированное и динамичное производство, который принимет активное участие в выработке стратегии компании, который быстро вольется в производственный процесс, имея отличные качества работы в коллективе.
И если поставить в рейтинг ВУЗов как основной критерий мнение работодателей а не количество напечатанных статей университета (что в принципе тоже важно), результаты такого рейтинга окажутся более чем неожиданными! Многие Европейские университеты поднялись с низших мест на более высокие. Как здесь не вспомнить пословицу «Любят одних но предпочитают жениться на других!». Недавно проведенный Европейский рейтинг дал воистину удивительный результат- многие Европейские работодатели любят выпускников лучших Европейских университетов, но предпочитают брать на работу тех кто закончил менее престижное заведение, но прошел серьезный курс Extra Curriculum.
Применив этот критерий к РФ, получился такой результат: такие ВУЗы как МИФИ, МФТИ, Томский политех, политех Санкт-Петербурга и др. заняли высшие места в рейтинге. Получается, что выпускники этих ВУЗОв вполне удовлетворяют современным требованиям работодателей. Вот что говорит директор Института Макса Планка Мартин Стратманн: “В нашем Институте работают многие выпускники из России. Особенно много выпускников из МФТИ. Эти ребята отлично себя зарекомендовали и даже несмотря на языковый барьер и другие первоначальные трудности, быстро нашли язык с нашими сотрудниками и умело работают в команде. А это высоко ценится”
Европейский опыт показывает, что, вероятно, и в других странах, классические критерии должны быть дополнены реальным требованием работодателей к выпускникам, даже несмотря на то, что результаты рейтинга окажутся довольно неожиданными, но несомненно гораздо более востребованными.

Читайте также:  Кредитный рейтинг 550 баллов что это

Источник

Как определяются рейтинги вузов и на что они влияют?

Для чего вообще нужны рейтинги вузов?

Для каждого вуза — государственного или частного — большую роль играет репутация. Она влияет на привлекательность заведения в глазах абитуриентов, работодателей и инвесторов. Считается, что высокая позиция национальных университетов в рейтинге повышает имидж страны в целом и привлекает иностранных студентов. Для этого вузы должны становиться более прозрачными, а также вводить принятые в мире стандарты научных исследований и подготовки специалистов.

Многие государства запускают специальные программы для продвижения своих вузов в международных рейтингах. В России в 2012 году был создан «Проект 5-100», призванный повысить конкурентоспособность наших ведущих университетов среди мировых научно-образовательных центров. Итогом должно было стать появление в России к 2020 году группы современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией. Директор по данным и аналитике Times Higher Education Дункан Росс в разговоре с РИА Новости оценил результаты работы программы как позитивные:

«Я думаю, это работает. [. ] Если бы в России не было такой программы, то вы бы увидели, что правительства, которые вкладывают деньги в эту область, развивали бы ее быстрее», — отметил он.

Согласно последним результатам, в рейтинг THE Emerging Economies University Rankings (университетов стран с активно развивающейся экономикой) вошли 19 вузов — участников «Проекта 5-100». При этом в отраслевых рейтингах QS российскую высшую школу представляют 13 участников программы, а в топ-100 предметных рейтингов входят пять университетов Проекта 5-100.

Какие существуют рейтинги вузов?

Можно выделить глобальные, региональные и национальные рейтинги. Первые анализируют и сравнивают вузы из всех государств, вторые — только те, которые относятся к конкретному региону мира, а последние обращают внимание на университеты определенной страны.

Основные международные рейтинги вузов:

Основные российские рейтинги вузов:

Какие вузы фигурируют в рейтингах чаще всего?

В лидерах международных рейтингов из года в год находятся американские и британские университеты. В числе первых почти всегда стоят Массачусетский технологический институт (MIT), Стэнфорд, Гарвард, Калифорнийский технологический институт (Caltech), Кембридж и Оксфорд. В последнее годы выросло число вошедших в международные рейтинги университетов из России: там можно встретить МГУ имени Ломоносова, СПбГУ, МГИМО, ТГУ, Новосибирский государственный университет, МГТУ имени Баумана, НИУ ВШЭ, МФТИ, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Университет ИТМО, Казанский федеральный университет.

Что влияет на место университета в рейтинге?

Все рейтинги используют разные методологии. Некоторые сравнивают университеты разных стран, независимо от их профиля, другие, как THE, публикуют только рейтинги по предметным направлениям, третьи выпускают как отраслевые, так и предметные рейтинги (ARWU, QS). Отдельно можно выделить специальные рейтинги, сделанные под конкретный запрос. К таким относятся, например, рейтинги по трудоустройству выпускников, репутационный рейтинг THE.

Конкретное место каждого вуза в рейтинге определяется индексом, который рассчитывается на основе значений нескольких характеристик университета.

В критериях чаще всего фигурируют академическая и научная репутация, цитируемость научных публикаций, соотношение студентов и преподавателей, число преподавателей-иностранцев и зарубежных студентов, уровень распространения знаний и инноваций.

В Шанхайском рейтинге также учитывается количество лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса среди выпускников и профессоров.

Стоит ли обращать внимание на рейтинги вузов при поступлении?

Известный хантер Алена Владимирская считает, что место вуза в рейтинге — важный показатель с нескольких точек зрения:

диплом рейтингового вуза имеет больше шансов заинтересовать работодателя.

В компаниях при найме хоть и не смотрят на цвет диплома, но обращают внимание на выпускников топовых вузов.

Важно: смотрят не только на «рейтинговость», но и на «личный бренд» вуза, ведь многие из них не входят в списки «топов», но имеют сформированный имидж хорошего, сильного университета;

работодатели также обращают внимание на рейтинги, когда решаются на сотрудничество с вузами с целью поиска талантливых потенциальных кадров.

Таким образом нарушается порочный круг «нужен опыт работы, который негде приобрести, так как на работу не берут без опыта». Если в институтах сформированы кафедры, курсы, проекты, программы прохождения практики в компаниях-лидерах рынка, у студентов больше шансов получить ценный опыт и в будущем попасть в эти места.

учеба в топовых вузах способствует нетворкингу.

Причем как на уровне однокурсников, многие из которых могут вскоре стать вашими коллегами, клиентами, инвесторами, так и на уровне студент-преподаватель: в рейтинговом вузе выше вероятность того, что учить вас будут лучшие практикующие специалисты области.

При этом руководитель Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович, напротив, уверен: место того или иного вуза в глобальном рейтинге говорит, прежде всего, о его престиже, и прямой связи между ним и уровнем образования, а также объективными шансами на последующее трудоустройство, нет.

Главный критерий, который говорит о результативности образования, — «удельный вес» выпускников, трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска. Однако нельзя целиком полагаться и на него, не учитывая уровень безработицы в конкретном регионе.

В любом случае, всегда нужно задействовать здравый смысл и грамотно определять цели своего обучения.

Источник

Зачем нужны рейтинги университетов

В последние годы рейтинги стали важным атрибутом глобального рынка образовательных услуг. И хотя ни один из них не может предложить объективной картины, нельзя не согласиться с тем, что этот инструмент сегодня формирует социальную реальность.

Читайте также:  Рейтинг турция или египет

Основным фактором конкурентного успеха университета является его репутация на национальном и международном образовательных рынках. В этом процессе рейтинги играют ключевую роль: попадая в мировой или национальный рейтинг на ведущие места, университет резко повышает свою привлекательность не только для абитуриентов, но также для работодателей, инвесторов и государства, которое может обеспечить его дополнительными субсидиями.

Высокие позиции вуза на глобальном уровне представляют собой серьезный вклад в формирование имиджа страны, а по мере глобализации рынка образовательных услуг обеспечивают рост уровня человеческого капитала в регионе, привлечение инвестиций, а также увеличивают долю образовательных услуг в структуре экспорта страны. Оснований для этого достаточно: по данным экспертов Всемирного доклада по мониторингу образования и Международного института планирования образования при ЮНЕСКО, в настоящее время более чем из 200 млн студентов мира по зарубежным университетам активно перемещается около 4 млн человек. При этом на долю России пока приходится лишь 5% от общего количества иностранных студентов, в то время как США и Великобритания привлекают около 40% иностранных студентов, а Германия и Франция – до 9%.

Основными показателями эффективности и качества университета в большинстве рейтингов является результативность его деятельности по таким направлениям, как образование, наука, интернационализация и коммерциализация. Однако, несмотря на видимую схожесть, рейтинги довольно сильно различаются – набором, числом оцениваемых индикаторов, а также системой весовых коэффициентов и т. д. Серьезные расхождения можно увидеть на примере глобальных и национальных рейтингов. К примеру, индекс цитирования (научных статей) в одном из самых авторитетных рейтингов мира, QS WUR, весит 30%, а в конкурирующем рейтинге THE WUR на тот же самый индекс приходится всего 20%. Если национальный рейтинг РА «Эксперт», являясь одним из рекордсменов по количеству показателей качества научных исследований, оперирует 16 критериями, то мировой рейтинг ARWU использует для этого всего три параметра (справедливости ради нужно сказать, что российские рейтинги подходят к ранжированию намного более детально, чем их западные коллеги, которые ориентируются на создание более простого и понятного для пользователя продукта).

История рейтингов

Рейтингам университетов мира более 30 лет: в 1983 г. журнал US News and World Report начал публиковать ежегодные рейтинги «Лучшие колледжи Америки». Первые международные рейтинги университетов появились в 2003 г., став объектом пристального внимания не только вузов, но также правительств и общественности разных стран. Сегодня существует несколько сотен национальных рейтингов, зарегистрированных IREG-обсерваторией по академическому ранжированию и превосходству, а также не менее 10 престижных мировых рейтингов (их количество увеличивается с каждым годом). В число наиболее популярных и признанных мировым сообществом глобальных рейтингов входят академический рейтинг университетов мира (The Academic Ranking of World Universities – ARWU), QS World University Rankings, рейтинг британского еженедельника The Times Higher Education (ТНЕ WUR), набирающий вес Шанхайский рейтинг и т. д. Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу (и последовавшая за этим реформа системы высшего образования с учетом мировых стандартов) положило начало выходу российских вузов на мировой рынок образовательных услуг, где им предстояло соперничать с зарубежными университетами. Практически в это же время в России появились свои, национальные, рейтинги. С 2005 по 2007 г. официальный рейтинг среди университетов России проводило Министерство образования. В 2008 г. взамен «официального документа» появился национальный рейтинг, осуществляемый независимым рейтинговым агентством «РейтОР», с 2009 г. – рейтинг ИА «Интерфакс», а в 2012 г. началась публикация рейтинга вузов «Эксперт РА».

Все это приводит к серьезной разнице позиций университетов от рейтинга к рейтингу, при том что ни один из них не является совершенным измерительным инструментом. Достаточно посмотреть на оценку качества образования, которое обычно измеряется с помощью простой операции – соотношения количества преподавателей вузов и общего числа студентов. Именно этот критерий в последние годы помог российским вузам существенно улучшить свои позиции. В чем причина? Дело в том, что в отечественных вузах традиционно велика аудиторная нагрузка, лекции остаются основой учебного процесса, влияя на количество людей в штате. Долгое время на одного преподавателя российского вуза приходилось не больше восьми студентов, в то время как на Западе отношение 1 к 15–17. Такая разница объяснялась традициями, а также различными подходами в построении образовательного процесса. Если в России преподаватель – прежде всего лектор, то на Западе он, скорее, супервайзер, который подключается к обучению студента (основной упор – на самостоятельном образовании) по мере необходимости. Между тем составители рейтингов придают этому показателю большое значение. Считается, чем больше преподавателей, тем выше качество обучения. Но ведь это всего лишь допущение; прямой зависимости здесь быть не может.

Что касается дальнейшего развития событий, в ближайшем будущем это соотношение в отечественных вузах изменится до 1/12. По этому показателю российские университеты резко сдадут свои позиции. А значит, такие потери необходимо компенсировать с помощью других критериев – прежде всего, качества научных исследований.

Этот показатель тесно связан с количеством публикаций и цитированием статей. Однако поиск этой информации не входит в «обязанности» составителей рейтингов: она накапливается в базах данных (также конкурирующих между собой), которые тоже заметно отличаются друг от друга критериями, по которым туда попадают публикации. Если западные базы данных довольно щепетильно подходят к подбору журналов и статей, российские зачастую используют публикации не только из авторитетных источников. Это позволяет вузам использовать практику самоцитирования, что приводит к различным казусам. К примеру, два года назад таким образом несколько вузов неожиданно для всех сделали большой рывок – сразу на несколько сотен пунктов. К этому можно добавить еще одну проблему, которая распространяется уже на весь мир: вузы изучают методологию составления рейтингов и подгоняют под них свои параметры. Именно поэтому, для того чтобы увеличить вероятность объективности и избежать различных перекосов, рейтинговые компании часто меняют механику составления рейтингов.

Читайте также:  Рейтинг 100 лучших гостевых домов крыма

Нужно также помнить о том, что рейтинги – это бизнес-проекты, каждый из которых преследует определенные цели: от возможности повысить трафик посещения сайтов до продажи консалтинговых услуг университетам, желающим подняться в рейтинге. Кроме того, ни один рейтинг, как бизнес-продукт, не заинтересован в статичности: всегда должно оставаться место для интриги, которая позволит поддерживать интерес публики.

Источник

Верить ли рейтингам вузов

И как они могут помочь при поступлении

Для кого существуют рейтинги

Большинство рейтингов вузов не ориентированы на абитуриентов. Вузы — это очень сложные структуры, которые, помимо образования, участвуют в экономической, производственной и научной отраслях. Рейтинги учитывают активность вуза во всех этих сферах.

Это не значит, что рейтинги бесполезны. Просто нужно научиться правильно использовать данные, которые они дают.

Популярные рейтинги

В России самые важные рейтинги: международный QS World University Rankings и российский Эксперт РА.

Международный рейтинг QS World University Rankings

Методика рейтинга. Составители утверждают, что их рейтинг должен помочь студентам при выборе лучших вузов в мире. Забегая вперед, речь идёт о выборе аспирантуры и магистратуры.

Из чего складывается рейтинг:

  • 40% — академическая репутация. Составители опрашивают учёных из различных стран, те выделяют наиболее значимые в своей сфере университеты;
  • 20% — отношение количества преподавателей к количеству студентов;
  • 20% — индекс цитируемости научных статей, которые выпускает вуз;
  • 10% — репутация среди работодателей. Здесь составители рейтинга тоже опрашивают пул мировых и региональных компаний;
  • 5% — количество иностранных студентов;
  • 5% — количество иностранных преподавателей.

Полезен ли абитуриенту. Как уже было сказано выше, рейтинг больше должен помочь при выборе магистратуры. Однако абитуриентам бакалавриата QS тоже пригодится. Попадание в этот рейтинг говорит, что у вуза сильная научная активность и хорошая связь с работодателями.

Поможет абитуриенту и сайт рейтинга. У каждого вуза здесь есть отдельная страничка с полезной информацией, например, страница МГУ. Помимо общего рейтинга по всем странам, на сайте есть отдельные рейтинги, например, по странам БРИКС.

Российский рейтинг вузов RAEX (Эксперт РА)

Методика. Методика рейтинга немного сложней рейтинга QS и учитывает больше параметров. Мы не будем рассказывать о них всех, а остановимся только на тех, которые полезны абитуриенту.

Рейтинг состоит из трёх больших групп:

  • 50% — условия для получения качественного образования в вузе;
  • 30% — уровень востребованности работодателями выпускников вуза;
  • 20% — уровень научно-исследовательской деятельности вуза.

Каждая из этих групп состоит ещё из нескольких десятков параметров. Для абитуриента важны вот эти:

  • оценка выпускником качества образования;
  • количество людей, которые занимают руководящие посты в крупных компаниях;
  • объём финансирования вуза;
  • средний уровень зарплат выпускников.

Полезен ли абитуриенту. Рейтинг действительно полезен абитуриенту, потому что учитывает важные параметры, которые я перечислил выше. Вы можете посмотреть рейтинг не только по общему баллу, но и по отдельной группе. Например, по уровню востребованности работодателем.

Другие рейтинги

Round University Ranking. Ещё один важный мировой рейтинг. Учитывает 761 вуз.

Рейтинг востребованности вузов в РФ. Рейтинг учитывает востребованность выпускников вузов в экономике нашей страны.

Рейтинг Яндекса. Считает популярность вузов в поиске Яндекса.

Рейтинг Европейской научно-промышленной палаты — ARES. Рейтинг оценивает соответствие вуза европейским стандартам.

Когда полезны рейтинги?

  • Когда вы стоите перед выбором нескольких вузов, которые кажутся вам очень похожими. Например, классические вузы в разных городах. Посмотрите рейтинги и оцените, в каких категориях вузы лучше.
  • Если вы не решаетесь отдать документы в вуз, потому что не уверены, что у него хорошее финансовое положение.
  • Если вы хотите работать в крупных компаниях и хотите, чтобы ваш диплом говорил о том, что вы получили хорошее образование.
  • Если вы хотите заниматься наукой, но не знаете, будут ли в университете достаточно хорошие кадры, чтобы вы смогли это сделать.
  • Если вы планируете учиться за рубежом на старших курсах или в магистратуре и хотите получить хорошую базу для этого.

Но запомните, рейтинги — не единственный источник информации о вузе. Он дает общую информацию и не учитывает информацию на конкретном факультете. Потому не опирайтесь только на позицию в рейтинге. Прочитайте учебные планы, поговорите с выпускниками и преподавателями.

Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?

👉🏻 Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник