Меню

Креативные индустрии рейтинг регионов



В чём регионы креативнее Москвы и Петербурга — инфографика

Фонд Calvert 22 и международная аудиторская компания PwC представили новый Индекс креативного капитала. Это анализ 20 крупных российских городов по различным критериям, влияющим на развитие креативных индустрий — и по многим параметрам регионы опередили Москву и Петербург. На инфографике показываем, в чём они преуспели — и кратко объясняем, что это значит.

текст и инфографика:
Анастасия Рогозина

Индекс креативного капитала — показатель развития креативных индустрий в регионах.

Он рассчитывается на основании пяти блоков — город, люди, бизнес, власть и бренды. В каждом из блоков авторы показывают, как те или иные характеристики и условия влияют на креативную среду, креативный класс и их развитие. Показатели рассчитываются на основании опросов и исследований и учитывают размер населения — в итоге получаются нормализованные индексы, что позволяет сравнивать между собой разные по масштабу города.

Лидером по итоговому значению остаётся Москва — в 2019 году индекс столицы составил 69.32. Вторую и третью строчку традиционно занимают Санкт-Петербург и Казань, на четвёртом месте, как и в прошлом году — Екатеринбург. Замыкает пятёрку лидеров Владивосток, прибавивший три позиции по сравнению с 2018 годом.

Москва лидирует только по итогам: по отдельным критериям лидерство осталось за регионами.

Несмотря на то, что Москва и Петербург возглавляют итоговый рейтинг, при рассмотрении отдельных критериев становится понятно, что отставание регионов в развитии новой экономики — просто стереотип.

Так, например, Тюмень, Челябинск, Красноярск и Новосибирск обогнали Москву по благосостоянию креативного класса, а Калининград, Владивосток и Казань опередили другие регионы по развитию образовательной среды.

Уфа, Казань и Новосибирск стали лидерами по развитию креативной инфраструктуры, опередив Москву и Петербург. Калининград обогнал Петербург по количеству креативных компаний и проектов на душу населения, а Новосибирск стал лидером по научно-исследовательским компетенциям.

Хоть бизнесу в регионах зачастую приходится несладко, поддержка властей там больше, чем в столице.

Согласно данным Индекса, хоть поддержка бюджетной сферы — а именно культуры и образования — в Москве и Петербурге значительно выше, чем в регионах, по другим параметрам российские города также опережают столицы.

Например, поддержка малого и среднего предпринимательства местными властями во всех регионах, вошедших в Индекс, больше, чем в Москве — хотя её средний уровень составляет 55.55 и остаётся недостаточно высоким. Аналогичная ситуация наблюдается с информационной открытостью власти, хотя по эффективности взаимодействия все участники Индекса находятся примерно на одном уровне.

Развитие новой экономики в российских регионах продолжается, и по темпам не отстаёт от столиц.

Несмотря на то, что Москва и Петербург остаются лидерами рейтинга, регионы уверенно их догоняют — и это важный результат, опровергающий стереотипы о состоянии и развитии российских городов. Например, по данным Индекса-2019 видно, что уровень развития городов по условиям для креативных индустрий сравним с показателями столиц, хоть пока и не превышает его. Аналогичная ситуация и с заинтересованностью властей в развитии креативной сферы.

Тем не менее, регионам остаётся, куда расти — в плане бизнеса и креативных проектов, а также по характеристикам самого креативного сообщества.

Подробнее ознакомиться с Индексом креативного капитала можно на официальном сайте проекта .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Креативная индустрия

К креативным эксперты отнесли более 30 различных видов деятельности, основанных на интеллектуальном труде и авторском праве.

— В рамках исследования было выявлено, что совокупный вклад креативных индустрий только региональных центров в экономику РФ составляет не менее 4,19 процента, — отмечает руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева. — А непосредственно в экономике самих городов показатель может колебаться от менее одного процента до 18 процентов валового регионального продукта, что также свидетельствует об уровне развития человеческого капитала в этих городах.

В Санкт-Петербурге, который победил СЗФО и стал одним из российских лидеров, целенаправленно развивают креативные пространства. Инвесторам, обязавшимся использовать не менее 70 процентов площади под культурную, творческую и научную деятельность, предоставляют скидки при аренде городского имущества.

Однако самый существенный вклад в экономику города вносят не театры, кинокомпании и арт-пространства, а архитекторы, разработчики программного обеспечения и представители науки. В прошлом году совокупная выручка организаций креативных индустрий в Санкт-Петербурге, по данным АСИ, составила 1,1 триллиона рублей. Из них почти 480 миллиардов заработала архитектурная отрасль, 250 миллиардов — производители ПО, 138 миллиардов — компании, которые занимаются научными исследованиями и разработками.

Второе место в Северо-Западном федеральном округе по доле креативных индустрий в ВРП заняла Калининградская область. Здесь этот показатель составил 4,2 процента. Последние три года в регионе стремительно развивается рынок информационных технологий.

В начале 2018-го для инвесторов, реализующих IT-проекты, снизили планку входа в калининградскую особую экономическую зону со 150 миллионов до одного миллиона рублей. Тогда же резидентам ОЭЗ разрешили отчислять в государственные страховые фонды 7,6 процента от зарплаты новых сотрудников вместо привычных 30. (Позже, кстати, эту опцию включили в федеральный налоговый маневр для IT-отрасли страны.)

Сейчас в самом западном российском регионе насчитывается 1,3 тысячи компаний, которые занимаются разработкой программного обеспечения. Это практически пятая часть всех организаций, задействованных в креативных индустриях эксклава.

— Креативные индустрии — один из важнейших несырьевых сегментов экономики Калининградской области с высокой добавленной стоимостью, на который сейчас стоит делать ставку, — продолжает Татьяна Журавлева. — Однако до сих пор системной аналитики по данному сектору в стране не велось.

Дело в том, что органы государственной статистики не занимаются мониторингом развития креативных индустрий. Чтобы эту ситуацию исправить, требуется разработка новых показателей, внесение изменений в общероссийские классификаторы видов деятельности и продукции. Кроме того, эксперты предлагают на федеральном уровне законодательно сформулировать понятие «креативная индустрия».

— Более 25 стран мира сегодня ставят для себя приоритетом развитие креативных индустрий, имеют соответствующие программы и мониторинг вклада индустрий в местные экономики. Но для российской экономики это новый, еще недостаточно изученный сектор с довольно высоким потенциалом, — подводит итог Татьяна Журавлева.

Светлана Чупшева, гендиректор Агентства стратегических инициатив:

— Мы привыкли оперировать международной статистикой. В Великобритании доля креативных индустрий достигает 14 процентов, в Германии — 10 процентов.

В Москве доля креативных индустрий в экономике города составила 19 процентов, в Санкт-Петербурге, Иваново — 12 процентов, в Тюмени — девять процентов.

Эти цифры вполне конкурентоспособны с городами мира.

Источник

HSE Global Cities Innovation Index

Рейтинг инновационной привлекательности мировых городов

Города всегда концентрировали капитал — от человеческих талантов до финансовых ресурсов. Творческое, научное и бизнес-сообщество — визитные карточки глобальных мегаполисов и самые сильные магниты для преуспевающих участников экономики знаний.

Какие города выбирают исследователи, главы корпораций и стартаперы, дизайнеры, архитекторы, художники и артисты?

У каких мегаполисов выше шансы успешно конкурировать за лучшие умы?

Чтобы ответить на эти вопросы, команда Российской кластерной обсерватории из Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ разработала Рейтинг инновационной привлекательности мировых городов (HSE Global Cities Innovation Index / HSE GCII).

HSE GCII выявляет движущие силы, которые привлекают в города участников экономики знаний, оценивает в комплексе факторы технологического развития, институциональной среды и креативных индустрий. Рейтинг охватывает 36 мировых центров, впервые рассчитан на уровне городов и содержит специально разработанную систему из 120 показателей. Исследование Высшей школы экономики не имеет аналогов по глубине и охвату.

Методология

Цель рейтинга — предложить верифицируемую сравнительную оценку ключевых факторов, которые способствуют привлечению в города участников экономики знаний.

В фокусе внимания находятся ведущие компании (мегакорпорации, прорывные стартапы, ведущие университеты) и личности (нобелевские лауреаты, высокоцитируемые ученые, популярные представители креативных индустрий). Именно они формируют лицо города и являются главными силами притяжения для других представителей своих отраслей.

Читайте также:  Рейтинг накладных розеток с заземлением

В выборку исследования включены 36 наиболее привлекательных для инноваторов городов, которые лидируют по числу патентов и публикаций и занимают высокие позиции в международных рейтингах по релевантным тематикам. Города разные по численности населения – от агломераций до мегаполисов, 14 из них имеют столичный статус.

Решение. Проанализировав выборку из 36 глобальных центров на основе 120 показателей, описывающих уровень их технологического развития, креативных индустрий и инфраструктуры и институциональной среды, исследователи НИУ ВШЭ рассчитали интегральный индекс HSE GCII. Индикаторы также сгруппированы в 20 разделов, которые распределены по трем блокам — «Технологическое развитие», «Креативные индустрии» и «Городская среда». По каждому блоку рассчитан свой субиндекс.

В аналитическом докладе, представляющем полные результаты исследования, включены индивидуальные профили городов с информацией об их рейтинговых позициях по всем собранным показателям.

Совокупность исследовательских подходов рейтинга HSE Global Cities Innovation Index формирует новый взгляд на измерение инновационной привлекательности мировых городов.

Москва: на «цифре» строится

8 МЕСТО

Лидирует по развитию цифровой инфраструктуры, числу точек доступа Wi-Fi, технопарков и коворкингов. Крупнейший в мире инновационный кластер объединяет на своей цифровой платформе более 17000 организаций.

Токио: союз корпораций и университетов

3 место

Первое место в мире по числу штаб-квартир компаний из перечней Fortune 500 и Innovation 1000 и ведущих университетов из глобальных рейтингов QS, THE и ARWU, числу разработ­чиков компьютерных игр и лауреатов архитектурной Притцкеровской премии.

Нью-Йорк: главный мировой магнит для инноваторов

1 место

Город притянул больше всего лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий и самых коллекционируемых художников. Лидирует по числу стартапов и fashion-брендов. Впечатляет размахом креативных индустрий, передовой науки и технологий.

Шанхай: глобальный кластер корпоративных R&D

9 место

R&D-центры в Шанхае открыли почти 200 компаний из рейтингов Fortune Global 500 и Innovation 1000. Город, известный как «ворота» на рынок Китая, делает ставку на зару­бежных инноваторов и лидирует по числу международных патентов.

Милан: модная столица рейтинга

24 место

Миланскую прописку имеют более сотни всемирно известных модельеров и 12 крупнейших фэшн-компаний. Благодаря сегменту «доступный люкс» город выигрывает жесткую конкуренцию с другими центрами моды.

Лос-Анджелес: технологии на службе креативности

6 место

Мировой кластер креативных индустрий, которые здесь доминируют над технологическими инновациями. Снятые в LA мировые блокбастеры можно смотреть по одному в день весь год.

Результаты

  • Город Общий ранг Техно­логическое развитие Креатив­ные индустрии Город­ская
    среда
    Нью-Йорк 1 1 1 10
    Лондон 2 3 2 1
    Токио 3 4 4 27
    Пекин 4 2 6 11
    Париж 5 7 3 4
    Лос-Анджелес 6 14 5 18
    Сан-Франциско 7 5 12 35
    Москва 8 8 8 5
    Шанхай 9 6 14 21
    Сеул 10 11 13 13
    Сингапур 11 9 27 2
    Берлин 12 13 11 3
    Гонконг 13 16 7 20
    Сидней 14 21 15 16
    Барселона 15 15 28 7
    Стокгольм 16 25 10 22
    Бостон 17 10 25 32
    Торонто 18 18 20 14
    Мельбурн 19 22 19 15
    Мадрид 20 20 23 9
    Вашингтон 21 12 34 26
    Чикаго 22 17 21 30
    Мюнхен 23 19 24 25
    Милан 24 34 9 28
    Тайбэй 25 32 18 8
    Сан-Паулу 26 31 17 24
    Гуанчжоу 27 29 29 6
    Амстердам 28 26 22 19
    Сан-Диего 29 23 33 31
    Мумбай 30 36 16 17
    Хьюстон 31 30 36 12
    Сиэтл 32 24 31 33
    Филадельфия 33 28 32 29
    Франкфурт-на-Майне 34 33 35 23
    Тель-Авив 35 27 30 36
    Брюссель 36 35 26 34

    Источник

    Развитие креативных индустрий в регионах России: возможности и их реализация

    Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

    Креативная экономика – относительно молодой сектор экономики России, который продолжает формироваться и вносить свой вклад в ее развитие. Синонимами креативной экономики выступают термины «креативные индустрии», «экономика знаний». Мы в своей работе эти понятия будем рассматривать в том же контексте.

    Сегодня существует много работ, посвященных изучению креативной экономики. Понятие креативных индустрий, как новой отрасли экономики, описано и с теоретической, и с практической точки зрения в работе английского ученого А. Фримана, который пытался свою идею воплотить в политике государства, и писал, что основой креативной индустрии выступает креативный труд. Именно он является базой для включения секторов экономики в креативные индустрии [2, 3] (Freeman, 2012; Freeman, 2015). Р. Флорида говорит о том, что развитие креативных индустрий происходит в результате работы креативного класса, который благодаря наличию благоприятных креативных условий (городской инфраструктуры, творческих пространств, поддержке властей и др.) может обеспечить процветание экономики страны [4] (Florida, 2005). Дж. Хокинс описал принципы работы креативной экономики, которые реализуются на основе творческого подхода, в основе которого лежат разнообразие, изменчивость, обучаемость, адаптация [5, 6] (Howkins, 2001). Теоретические вопросы о формировании национальных моделей развития креативных индустрий отражены в работе Р. Хестанова [7] (Khestanov, 2018). Но характеристики российской модели им не были описаны. Практические и теоретические вопросы развития креативных индустрий в различных странах отражены в работе Н. Г. Федотовой [8] (Fetodova). В последнее время много работ российских ученых посвящены отдельным вопросам креативных индустрий. Например, в работах Л. Р. Зотовой и А. А. Королевой рассматриваются вопросы развития творческих способностей и анализа потенциала креативной индустрии в рамках концепции «креативный город» [9, 10] (Zotova, 2015; Koroleva, 2017). В статье О. Н. Мельникова, В. Г. Ларионова, Н. А. Ганькина, говорится о том, что основным ресурсом развития креативной экономики выступает интеллектуально-креативный ресурс. Он присущ людям, работающим в творческих индустриях, которые оказывают непосредственное воздействие на развитие и материальной сферы экономики [11] (Melnikov, Larionov, Gankin, 2015). Е. В. Левина подтверждает тезис о том, что развитие креативной экономики требует формирования новых компетенций на рынке труда, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности самого работника [12] (Levina, 2019). Ю. О. Глушкова выделяет особенности и факторы, которые не дают развиваться креативным индустриям России, и определяет сектора, которые, в первую очередь, нуждаются в государственной поддержке [13] (Glushkova, 2019). При этом следует заметить, что работы зарубежных авторов выступают основой для изучения креативных индустрий в России.

    За рубежом многие страны уже официально признали существование сектора креативных индустрий, так как на уровне государства действуют соответствующие ведомства и принимаются госпрограммы, отвечающие за развитие сектора. В Великобритании развитием креативных индустрий занимается отдельное министерство [22]. В России развитие креативных индустрий происходит разрозненно, только в рамках отдельного сектора, но не целой индустрии. И нет единого института власти на федеральном уровне, отвечающего за формирование и развитие секторов. Однако такие институты начинают создаваться на региональном уровне. Их целью является создание условий и поддержка секторов творческих и культурных индустрий. Например, в Москве действуют Агентство креативных индустрий, Агентство стратегических инициатив [17, 21]. В Санкт-Петербурге такие функции выполняет Комитет по инвестициям, комитет по экономической политике и стратегическому планированию [22]. Но в большей степени развитием креативного сектора занимается частный бизнес в результате создания креативных пространств [18].

    В качестве гипотезы выступает тезис, что российские регионы обладают достаточными ресурсами, инфраструктурой для развития секторов креативной экономики, но еще не в полной мере реализуют свой потенциал.

    Целью данной работы является сравнить результаты исследований, отражающих уровень развития креативных индустрий в регионах России и уровень обеспеченности их необходимыми ресурсами при наличии благоприятных условий.

    Научная новизна заключается в обосновании все возрастающей роли креативных индустрий не только на региональном, но и на федеральном уровне на основе сравнения показателей, во-первых, характеризующих уровень развития секторов креативной экономики отдельных российских регионов, а во-вторых, отражающих, насколько полно регионы используют имеющиеся у них ресурсы для роста креативных индустрий.

    Для решения поставленной цели были использованы следующие методы: системный подход, которые позволяет рассматривать креативную индустрию, состоящую из отдельных секторов, как единое целое; метод сравнительного анализа позволяет рассмотреть динамику экономических показателей, характеризующих уровень развития различных секторов креативной индустрии; метод формальной логики дает возможность выявить особенности и закономерности развития секторов креативной экономики.

    Креативная экономика представляет собой более емкий термин, под которым следует понимать новый вид экономики, который существенным образом отличается от традиционной тем, что процесс производства строится не на привычных нам ресурсах, а ценность продукта возрастает за счет воображения и креативности его автора.

    Креативную экономику можно рассматривать как экономику, в которой действуют экономические агенты, создающие культурные, художественные, инновационные товары и услуги. При этом для создания своих продуктов им не нужны производственные цеха, заводы, они могут их создавать в городских, культурных пространствах, где можно показать свои работы и обмениваться идеями.

    В свою очередь, креативную индустрию следует рассматривать как отдельный сектор креативной экономики, отвечающий за создание креативного продукта, соответствующего определенному виду деятельности. Креативные индустрии составляют основу креативной экономики, но при этом, если продукт создан в секторе экономики, не относящемся к креативному, но в его создании были использованы креативные идеи и технологии, то этот продукт тоже следует учесть в составе креативной экономики. Таким образом, получается, что креативная экономика учитывает не только сектора креативных индустрий, а все сектора экономики, где может быть создан креативный продукт.

    На развитие креативной экономики оказывает влияние рост доли услуг в общем объеме выпуска. А также изменение требований к работникам со стороны работодателей. Сегодня работник должен быть инициативным, самостоятельно принимать решения, уметь нестандартно мыслить. Эти требования и способствуют появлению креативного продукта, то есть продукта (услуги) в основе которого лежит уникальная, инновационная идея. Подтверждением этому является рост количества таких объектов интеллектуальной собственности, как изобретения, базы данных, программное обеспечение (рис. 1).

    Рисунок 1. Динамика объектов интеллектуальной собственности в России

    Источник: составлено автором по [23].

    К структуре креативных индустрий можно выделить два подхода, представленных в таблице 1.

    Сравнение структуры секторов креативной индустрии

    Подход Структура
    Английский подход Музеи и наследие
    Издательское дело
    Изобразительное искусство и антиквариат
    Радио, интернет
    Телевидение
    Кино и видео
    Исполнительское искусство
    Живая и записанная музыка
    Компьютерные игры
    Графический дизайн
    Дизайн одежды, мебели
    Ремесла
    Архитектура
    Реклама
    Американский подход Мода и искусство
    Компьютерные игры
    Ремесла
    Исполнительское искусство
    Архитектура
    Реклама
    Игры и игрушки
    Кино
    Музыка
    Дизайн
    Телевидение и радио
    Программное обеспечение
    Издательское дело
    НИОКР

    Источник: составлено автором по [14].

    Представленные индустрии объединяют и выделяют в более укрупненные части: наследие, искусство, медиа индустрия и функциональное творчество [14].

    Следует отметить, что в отчете UNCTAD креативная экономика рассматривается не по секторам, а по объему создания креативных товаров и услуг [20]. Креативные товары делятся на следующие виды:

    — товары художественных ремесел;

    — видео- и аудио продукция;

    — новые медиа продукты;

    Креативные услуги определялись на основе статей платежного баланса и включили в себя:

    — использование интеллектуальной собственности;

    — рекламные, маркетинговые услуги;

    — культурные, развлекательные услуги;

    — архитектурные, инженерные, научные, технические услуги;

    — исследования и разработки (НИОКР);

    — телекоммуникационные и компьютерные услуги.

    Получается, что состав секторов креативной индустрии в настоящий момент четко не установлен, так как нет единого перечня, который определял бы структуру данной индустрии. В своем исследовании Агентство стратегических инициатив рассматривало более 30 видов деятельности, которые основываются на интеллектуальном труде и авторском праве. Поэтому получается, что и размер креативной экономики четко назвать нельзя, особенно в России. Причиной здесь можно назвать еще тот фактор, что в России пока не существует конкретного государственного института, который бы разрабатывал программы и определял политику развития креативной экономики. Креативная экономика, как часть экономики страны развивается больше на региональном уровне и определяет направления деятельности отдельных секторов креативной индустрии. В качестве примера можно привести IT-сектор, который является частью креативной индустрии, но в то же время активно развивается отдельно от других секторов, в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика РФ» [1, 24] (Sopina, Kan, 2020).

    Если обратиться к зарубежным примерам, то можно вспомнить Великобританию, которая первой из европейских стран стала разрабатывать политику по развитию креативной экономики. Хотя первоначально данная политика строилась на развитии культурной индустрии, целью которой стало привлечение инвестиций в развитие кулинарного наследия страны [7]. Затем ее примеру последовали и другие страны, которые создали специальные ведомства, осуществляющие такую политику (США, Франция, Испания, Финляндия, страны Азиатского региона), увидев в этом возможность для устойчивого развития экономики.

    Вклад креативных индустрий в экономику страны у различных государств отличается (рис. 2). По оценкам экспертов, доля креативной индустрии в экономике России в 2019 году составляла около 4–5 %. В целом ежегодный прирост данного сектора в мире составляет порядка 8 % [15].

    Рисунок 2. Вклад креативных индустрий в ВВП стран мира в 2019 г., %

    Источник: составлено автором по [15].

    Нет единого показателя, который бы отражал уровень креативной экономики России в целом. Но существуют исследования, которые измеряют размер креативных секторов по российским регионам. Одним из них, является исследование, которое было проведено Агентством стратегических инициатив. Целью данного проекта было приближенно оценить вклад креативных индустрий в экономику России по отдельным регионам (табл. 2).

    Сравнение регионов России по уровню развития креативной индустрии, 2019 г. [1]

    Регион Доля в РВП, % Размер выручки в КИ, млрд руб. (%) Число занятых в КИ, тыс. Число предприятий, работающих в КИ, тыс. Лидеры КИ по выручке
    1 Республика Татарстан 4,1 142
    (2,4)
    38,3 17,6 Разработка ПО
    Архитектура
    Дополнительное образование
    2 Свердловская область 3,7 187 (2,3) 38,9 23,4 Архитектура
    Разработка ПО
    НИР
    3 Новосибирская
    область
    5,4 117 (2,8) 32,3 18 Архитектура
    Разработка ПО
    Кино и ТВ
    4 Тюменская область 8,9 383 (15,4) 30,4 8 Архитектура
    НИР
    Разработка ПО
    5 Краснодарский край 3,4 123,5 (1,8) 35,1 25,8 Архитектура
    Разработка ПО
    Реклама
    6 Приморский край 2,2 44,7 (1,8) 8,9 8,4 Производство ювелирных изделий
    Архитектура
    Реклама
    7 Калининградская область 4,2 26,4 (1,7) 8,2 6,9 Производство бытовой техники
    Производство мебели
    Разработка ПО
    8 Пермский край 3,5 72,9 (2,5) 20,6 11,7 Архитектура
    НИР
    Разработка ПО
    9 Нижегородская область 3,7 334 (5,8) 28,7 14,2 Архитектура
    Разработка ПО
    НИР
    10 Воронежская область 3,1 51,3 (2,3) 14,7 8,9 Разработка ПО
    Архитектура
    Реклама
    11 Новгородская область 1,6 4,5 (1,1) 2,2 2,4 Полиграфия
    Производство мебели
    Архитектура
    12 Республика Башкортостан 4,5 131 (2,8) 34,7 13,9 Архитектура
    НИР
    Разработки ПО
    13 Омская область 3 26,4 (2,3) 12 7,7 Архитектура
    Производство коммуникативной техники
    НИР
    14 Красноярский край 2,7 64 (1,4) 19 11,5 Архитектура
    Разработка ПО
    НИР
    15 Ростовская область 3,2 70,8 (1,9) 24,3 17 Производство одежды
    Архитектура
    НИР
    16 Самарская область 4,3 101 (1,9) 32,2 14,3 Архитектура
    Реклама
    Разработка ПО
    17 Ульяновская область 3 20 (3) 7,7 4,9 НИР
    Разработка ПО
    Производство мебели
    18 Челябинская область 2,8 56,7 (1,6) 20,6 14,2 Разработка ПО
    Архитектура
    Дополнительное образование
    19 Удмуртская республика 3 29,4 (1,9) 11,1 7 Дополнительное образование
    Архитектура
    Производство мебели
    20 Волгоградская область 2,1 20,8 (1,2) 9,8 7,8 Архитектура
    Производство текстильных изделий
    Разработка ПО
    21 Томская область 5,2 32 (2,4) 12,4 5,7 НИР
    Архитектура
    Разработка ПО
    22 Ханты-Мансийский АО 2,1 40,6 (0,6) 13,6 7 Архитектура
    Разработка ПО
    Дополнительное образование
    23 Республика Саха (Якутия) 1,6 29,5 (2,9) 5,3 5,5 Архитектура
    Творческая деятельность
    Разработка ПО
    24 Москва 18,5 6,2 трлн. (7,4) 612 166 Архитектура
    Разработка ПО
    Реклама
    25 Санкт-Петербург 12,6 1,1 трлн. (4) 186 57 Архитектура
    Производство ПО
    НИР

    Источник: составлено автором по [16].

    Исследование показало, что вклад креативных индустрий региональных центров в экономику России около 4 %, при этом 9,68 % всех организаций работают в креативных индустриях, доля занятых в данном секторе составляет почти 5 % от всего количества работающих. На долю креативных секторов экономики приходится 4,21 % от общего объема выручки всех российских организаций. В большинстве регионов наибольший размер выручки приходится на такие сектора креативных индустрий, как архитектура, разработка ПО, научно-исследовательские разработки, дополнительное образование. Центрами развития креативных индустрий России выступают Москва и Санкт-Петербург, их вклад в ВРП составляет 18,5 % и 12,6 % соответственно. По объему выручки, получаемой от создания креативной продукции, можно выделить Тюменскую, Нижегородскую, Свердловскую области и Республику Татарстан. По количеству занятых в креативных индустриях лидируют Свердловская и Самарская области, Республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский край [16]. В целом, результаты исследования подтверждают наличие высокого потенциала для дальнейшего роста креативных секторов экономики в различных регионах страны и дают возможность обратить внимание на отстающие сектора. Но и подтверждается наличие проблемы: необходимости выработки единого подхода на базе общих показателей для оценки состояния креативных индустрий.

    Для формирования центров креативных индустрий необходима развитая инфраструктура, которая дает возможность формироваться и развиваться местному креативному классу. Но для этого необходимо выстраивать связи между бизнесом и властью. Компанией PwC рассчитывается Индекс креативного капитала, который отражает в себе все эти условия.

    Индекс креативного капитала рассчитывается для 25 российских городов и отражает уровень развития креативной экономики в них, и, по словам исследователей, «не претендует на исчерпывающую объективность» (табл. 3) [18].

    Под креативным капиталом понимаются особенности социального климата, культурного и образовательного ландшафта, институциональной инфраструктуры, информационного пространства, способствующие привлечению представителей креативных профессий и реализации их потенциала с учетом, как глобальных трендов, так и региональной специфики [19].

    В соответствии с определением, в Индексе креативного капитала учитываются следующие показатели:

    Люди: отражает характеристики креативного класса (открытость, толерантность, социальная активность);

    Город: отражает существующие условия для развития креативной экономики;

    Бизнес: учитывает реализуемые проекты и развитость инновационной инфраструктуры;

    Власть: отражает заинтересованность властей в развитии креативных индустрий;

    Бренды: учитывает мнения о городе, формирующиеся во внешней среде.

    Индекс креативного капитала в 2019 г.

    Город ИКК Люди Город Бизнес Власть Бренды
    1 Москва 69,24 58,88 66,07 76,14 60,99 83,63
    2 Санкт-Петербург 65,24 58,48 60,55 65,62 68,68 72,88
    3 Казань 52,3 49,24 54,33 45,29 46,94 65,68
    4 Екатеринбург 49,18 49,37 53,28 42,19 42,4 58,65
    5 Новосибирск 46,38 43,36 46,88 40,21 55,78 45,67
    6 Краснодар 46,31 44,82 51,47 41,99 47,83 45,45
    7 Калининград 45,41 46,25 41,35 49,67 37,98 51,78
    8 Якутск 45 45,2 37,86 30,33 69,32 42,27
    9 Ханты-Мансийск 44,57 46,68 42,28 27,9 72,3 33,7
    10 Владивосток 43,91 48,41 45,17 28,88 44,1 53,01
    11 Нижний Новгород 43,22 46,01 42,35 37,88 43,39 46,47
    12 Тюмень 42,84 47,19 37,79 38,33 50,4 40,49
    13 Ростов-на-Дону 42,23 42,68 41,5 33,16 44,28 49,5
    14 Уфа 41,96 45,98 40,03 28,48 56,41 38,89
    15 Красноярск 41,63 43,58 37,67 37,15 48,94 40,82
    16 Томск 40,36 47,2 39,75 30,27 46 38,56
    17 Ульяновск 39,33 37,26 31,59 33,44 45,55 48,78
    18 Самара 38,99 41,31 41,01 39,13 36,42 37,06
    19 Пермь 38,81 38,31 38,55 28,12 43,65 45,43
    20 Великий Новгород 38,36 47,21 36,65 26,14 38,19 43,58
    21 Ижевск 38,13 40,35 38,98 23,77 51,17 36,37
    22 Воронеж 37,21 46,06 35,98 24,1 41,97 37,93
    23 Челябинск 36,74 37,98 39,75 27,13 40,37 38,45
    24 Волгоград 34,91 37,73 35,34 21,44 43,52 36,5
    25 Омск 33,42 36,28 34,29 23,95 39,57 33,03

    Источник: составлено автором по [19].

    Значения индекса показывают, что лидерами в формировании креативных индустрий являются Москва и Санкт-Петербург, а среди региональных центров – Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар. При этом цифры по отдельным показателям незначительно разнятся, но нужно учитывать специфику самих городов. Если взять первые семь городов индекса, то значения по отдельным показателям отличаются незначительно, дальше же показатели начинают изменяться. Например, в Якутске власти сильно заинтересованы в развитии креативных секторов, но инфраструктура и бизнес еще не готовы к этому. Такая же картина наблюдается в Тюмени, Ижевске, Ханты-Мансийске и др. А в Калининграде, Самаре ситуация совсем противоположная: люди, бизнес готовы развивать креативный сектор, а власти пока в этом желании им проигрывают.

    Среди рассматриваемых региональных центров большое число креативных кластеров создано в Москве (центр творческих индустрий «Фабрика», культурный центр «ЗИЛ» и др.) и Санкт-Петербурге (креативное пространство «Ткачи», эко-лофт «MORE PLACЕ» и др.), лидером по производству креативного продукта является сектор архитектуры, что подтверждается наличием в каждом регионе архитектурных бюро. А вот такого креативного пространства, как инкубатор, не так много создано и при этом многие из них действуют на базе местных высших учебных заведений. Например, технопарк ИТМО (Санкт-Петербург, бизнес-инкубатор МГУ (Москва), студенческий бизнес-инкубатор ННГУ им. Лобачевского (Нижний Новгород), бизнес-инкубатор технопарка КУБГУ (Краснодар) [19]. При этом следует заметить, что креативные пространства посвящены не отдельной, а объединяют разные сферы деятельности. В каждом городе действует или технопарк, или акселераты, которые помогают созданию инновационных проектов, развитию стартапов. Также работают интернет-компании, занимающиеся разработкой комплексных интернет-решений, мобильных приложений, созданием медиа-проектов.

    Креативная экономика представляет собой часть экономического хозяйства страны, в основе которой находятся виды деятельности по созданию интеллектуальной собственности, продуктов и услуг на базе новых идей, творческих и культурных подходов.

    Сектор креативных индустрий в России еще в значительной степени недооценен. В условиях развития постиндустриального общества и внедрения технологий индустрии 4.0. именно создание творческих, креативных продуктов и услуг, может способствовать экономическому росту страны и ее устойчивому развитию. Активное формирование и развитие креативных индустрий наблюдается в большей степени на региональном уровне: создаются соответствующие институты, инфраструктура. А вот федеральный уровень выступает как координатор, инвестор. Единой программы (стратегии) развития креативных секторов экономики пока не принято, хотя она бы помогла и решила многие проблемы в регионах.

    Как показали исследования, креативная индустрия вносит существенный вклад в экономику страны, и с каждым годом он будет только увеличиваться. Растет доля продуктов и услуг в общем объеме производства, созданного за счет интеллектуального капитала. Если учесть долю государства в строительстве цифровой экономики, то число занятых в креативных секторах, будет только увеличиваться.

    Характерными особенностями развития креативных индустрий в регионах можно назвать следующие:

    1. Государственные власти заинтересованы и принимают активное участие в формировании креативных секторов в подавляющем большинстве регионов.

    2. Сторонние исследования и внешнее мнение во многом создают положительный имидж для развития креативных индустрий.

    3. Города обладают достаточным потенциалом трудовых ресурсов и инфраструктурой, которые могут быть задействованы в создании креативных продуктов.

    4. Бизнес не всегда активно участвует в реализации креативных и инновационных проектов.

    В целом можно только подтвердить тезис о том, что креативный сектор экономики имеет высокий потенциал для своего развития, но сегодня он еще недостаточно реализуется. На наш взгляд, необходимо комплексно подойти к решению данной задачи и непосредственно ведущую роль здесь должен сыграть федеральный центр.

    [1]Для составления таблицы были выбраны только те регионы России, региональные центры которых рассматриваются в Индексе креативного капитала.

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    Источник