Как закалялся EdTech: российский рынок в контексте глобальных трендов
Обеспечение качественного, доступного образования и развитие программы lifelong learning в этом году вошли в число приоритетов ООН (вместе с борьбой с голодом и экологическими вызовами). ЮНЕСКО считает, что устранить неравные возможности должны технологии, прежде всего — сервисы для удаленного школьного обучения. Всемирный экономический форум (ВЭФ) инициировал программу «Образование 4.0», чтобы приблизить его к нуждам современной экономики. Программа предполагает запуск международного маркетплейса знаний, где учебные заведения мира смогут делать совместные образовательные проекты на одной онлайн-платформе.
EdTech поможет переобучить жертв роботизации
Разрыв в навыках на рынке труда увеличивается вместе с изменениями структуры экономики. Эксперты ВЭФ считают, что к 2025 году автоматизация упразднит 75 млн рабочих мест в мире, но создаст еще больше — 133 млн. Их займут специалисты с новыми квалификациями и диджитал-навыками, дефицит которых бизнес ощущает уже сейчас. Только в России сегодня не хватает миллиона ИТ-специалистов. А согласно исследованию РАНХиГС, через десять лет будет роботизировано 20,1 млн рабочих мест (это почти половина мест официально трудоустроенных россиян).
Даже если не брать в расчет футуристические прогнозы, тренд очевиден. Компания Forrester, проведя опрос, выяснила, что в 2019 году почти половина предприятий увеличила расходы на софтовых роботов (которые обычно используются для автоматизации рутинных операций), а две трети планировали сделать это в течение 2020 года. И если какие-то сомнения у них еще оставались, пандемия COVID-19 помогла правильно расставить приоритеты.
Учитывая это, общество уже сегодня нуждается в инструментах обучения и переквалификации, которые может предоставить EdTech. Они будут востребованы и большим числом работодателей: опрос HR-служб компанией Deloitte показал, что предприятия предпочитают переучивать нанятых сотрудников, а не искать новых.
Онлайн-образование — драйвер социальных изменений
В обучающие технологии верят также визионеры-инвесторы и идеологи Кремниевой долины. Они вкладываются в EdTech-платформы, сотрудничают со школами, реформируют программы. В 2019 году сфера вновь привлекла рекордные объемы вложений — $18,66 млрд (годом ранее — $16,34 млрд).
EdTech (вместе с EcoTech и BioTech) — популярное направление для частных impact-инвестиций, т.е. для вложений состоятельных людей в общественно значимые направления.
Например, проект инновационного образования в африканских школах Bridge International Academy поддержал широкий круг инвесторов по всему миру, включая Learn Capital и Rethink Education, и фонды impact-инвестиций Omidyar Network и CDC. Компания Марка Цукерберга и Присциллы Чан Chan Zukerberg Initiative вложила $1,6 млн в проект для персонализированного детского образования Jefferson Education Exchange.
В Россию тоже начинает проникать идеология частных impact-инвестиций в образование. Например, основанная венчурным инвестором Магомедом Мусаевым компания GVA запустила программу Teen start, где школьников 12–15 лет обучают предпринимательству и готовят к запуску стартапов. Каждый второй проект доходит до стадии продаж.
«Задача акселератора — сформировать ранний пласт предпринимателей, независимых от государства и не загнанных в жесткие рамки. Школьники запускают свои первые в жизни стартапы — не важно, успешные или нет, ведь неудачи в инновационных индустриях ценны как опыт. К окончанию вуза у такого предпринимателя будет три-четыре проваленных проекта — а значит, первый настоящий бизнес будет более продуманным. Экосистема частных инноваций формирует почву для развития бизнеса в стране», — объяснил РБК генеральный директор и партнер GVA Замир Шухов.
Темпы роста
Согласно оценкам Global Market Insights, объем рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд в 2019 году. Ожидается, что он будет расти в среднем на 8% ежегодно — до $375 млрд в 2026-м.
Аналитики связывают это со многими факторами, включая проникновение технологий, актуализацию принципа lifelong learning и борьбу с неравным доступом к образованию. Одним из решений последнего может стать применение искусственного интеллекта. По прогнозу Accenture, к 2040 году ИИ-технологии смогут обеспечить поддержку полного среднего образования для 110 млн учеников и программ переквалификации для 3,3 млн соискателей.
Российский сегмент EdTech занимает только 1% в глобальном масштабе, но растет более быстрыми темпами. По данным «Интерфакс Академии», рынок цифрового образования в России на конец 2019 года достиг 45–50 млрд руб. Сегмент b2c оценивается в 38,5 млрд руб. (данные из совместного исследования TalentTech, EdMarket и «Нетологии»). Крупнейшие ниши — дополнительное школьное образование и образование взрослых — генерируют 10 млрд руб. и 19 млрд руб. соответственно. Прогнозы роста всего рынка, не учитывающие последствия коронавируса, сводятся к 60 млрд руб. к 2023 году.
Эффект пандемии
Пандемия COVID-19 неоднозначно повлияла на крупнейшие ниши рынка.
Его участники отмечают возросший интерес к формату. По словам Тамары Кочаровой, соосновательницы и совладелицы Training Space (OBLAKO Group), доход компании от ряда клиентов увеличился в пять-десять раз. Александр Ларьяновский, управляющий партнер SkyEng, считает, что, судя по прошлым кризисам, сегмент бизнес-образования останется востребованным. Люди предпочитают вкладываться в образование именно в периоды, когда экономика «на краю пропасти». Работодатели вновь будут диктовать условия на рынке труда, как это случалось после 2009 и 2014 годов, и будут тщательнее подходить к анализу навыков сотрудников, отмечает он в своей колонке для Inc. Russia.
- Школьное дополнительное образование
За время самоизоляции использование школьных сервисов выросло на порядок. Это обусловлено тем, что многие платформы ускоренно внедряли новые бесплатные инструменты. Но возросшая нагрузка на платформы, технические проблемы и низкая цифровая грамотность всех участников процесса привели к отторжению формата удаленного обучения. Недавний опрос SuperJob показал, что почти 40% родителей школьников недовольны организацией онлайн-учебы.
«Экстремальная цифровизация этого сегмента, с одной стороны, играет на руку рынку. С другой, онлайном дети переполнены настолько, что дополнительные занятия их уже мало интересуют. Более того, наблюдается тотальная агрессия родителей по отношению к онлайн-образованию. Все это ставит в очень непредсказуемое положение ряд средних компаний в сегменте, продажи которых упали до минимума, — говорит Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2. — Кроме того, на рынке сказывается падение покупательской способности из-за кризиса и безработицы. В России и без того средний показатель трат семьи на образование был на уровне 0,3–4% (для сравнения: в Китае он достигает 25%). Сейчас эта статья расходов пересматривается в меньшую сторону».
- Дополнительное образование взрослых
Спрос в этом сегменте в период самоизоляции рос скромнее — в среднем в два-три раза, но с сопоставимым влиянием на продажи. Например, у GeekBrains число студентов на платных курсах увеличилось почти на 90%, у «Лекториума» — в три раза, у 4brain.ru — в 2,5 раза. SkyEng отметил двукратный рост числа заявок на все индивидуальные занятия для взрослых и детей. При этом большинство платформ открывали бесплатный доступ к части контента.
Многие участники рынка уверены, что потенциал цифрового образования не удалось реализовать во время пандемии из-за малого интереса государства к диалогу с компаниями. Это основное препятствие для внедрения технологий в госсистему образования на всех уровнях.
«Массовый переход на диджитал произошел с таким скрипом и болью, что все — родители, учителя, директора школ — ждут возвращения к партам и устаревшим методам обучения, — отмечает Замир Шухов. — В целом рынок справился крайне плохо не из-за отсутствия продуктов, инноваций или стартапов, а потому что нет диалога между людьми, принимающими решения и распределяющими бюджеты, и теми, кто способен решать эти проблемы. Нужно объединять экспертизу на уровне государств, бизнесов, рынков».
У EdTech в России — больше возможностей
В десятке крупнейших EdTech-компаний России большая часть предоставляют услуги дополнительного образования, остальные продают платформенные или программные решения. При этом в ведущей нише сохраняется потенциал для стартапов, что наглядно демонстрируют последние сделки. Так, в начале года российский стартап Novakid (онлайн-школа английского языка) привлек $1,5 млн со стороны венчурных фондов Leta Capital и BonAngels. В апреле Leta Capital инвестировал $1 млн в еще один российский проект — виртуального репетитора английского языка с элементами искусственного интеллекта MyBuddy.ai. Последняя сделка — проекция одного из главных трендов цифрового образования. По данным Deloitte, инвестиции только в американские EdTech-проекты на основе ИИ превысили $2,3 млрд в период с 2016-го по первый квартал 2019 года. Популярность технологии обусловлена возможностями алгоритмов в персонализации обучения.
Сегодня для российских стартапов в сфере EdTech складывается благоприятная экосистема. В развитии этого направления заинтересованы практически все крупные ИТ-компании страны, включая «Яндекс», Mail.ru Group, МТС, «Ростелеком», а также государство в лице «Сколкова». Кроме того, развивается рынок частных инвестиций. Так, в мае этого года образовательная онлайн-платформа «Умназия» привлекла от группы лиц $1 млн, которые планирует использовать на развитие проекта в России и на экспансию в Индию и Южную Америку.
С EdTech-стартапами проще выйти на международный уровень
Иностранные рынки сегодня дают много возможностей для масштабирования отечественных проектов. Так, «Алгоритмика» оперирует в 15 странах, включая США, Мексику, Австралию, Индию и Израиль, где активно продвигает модель франшизы.
При этом выход на зарубежные рынки требует особого внимания к локализации. Платформа «Учи.ру», которая присутствует в странах БРИКС, США, Канаде, Индонезии и Вьетнаме, учитывала местные особенности: например, знания китайских школьников по математике в среднем выше, чем по миру, а в Индии образовательные продукты чаще используются через смартфоны. В LinguaLeo существенно адаптировали формат в Бразилии, где аудитория предпочитает стандартизированные обучающие курсы и краткосрочную подписку. Для освоения других рынков (сервис также стартовал в Турции и Испании) компания запустила платформу, позволяющую любому пользователю перевести интерфейс сайта на родной язык.
Участие в EdTech-акселераторах может увеличить шансы на привлечение иностранных инвестиций, особенно на бурно развивающихся азиатских рынках. В Индии вложения в EdTech на фоне пандемии выросли, в то время как в других сферах динамика снизилась. В Китае после восстановления инвестиционной активности в марте отрасль стала одним из двух лидеров по объему сделок. Азиатские стартапы лидируют в рейтинге EdTech-единорогов HolonIQ. Тройка, занимающая верхние строчки — Byju’s, Yuanfudao и VIPKid, относится к сфере детского дополнительного обучения. Это еще раз доказывает связь рынка с глобальной повесткой дня.
Невзирая на временную нестабильность экономики, в мире назрел глобальный заказ на образовательные технологии. Об этом говорят и позиции международных организаций, и стратегии венчурных инвесторов. Некоторые экспертные прогнозы не исключают, что следующим ИТ-гигантом, подобным Apple, Amazon или Google, в десятилетней перспективе станет именно онлайн-школа.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Источник
«Вирусная» карта отыграна: итоги третьего квартала для российского EdTech
При подготовке использовались данные компаний, системы «Контур.Фокус», открытых источников.
В рейтинг не включены:
- международные проекты, а также проекты государственных организаций и вузов. Например, платформы «Открытое образование» и «Специалист.ру»;
- компании, для которых EdTech является прикладной деятельностью. Например, курсы трейдеров при финансовых организациях;
- платформы, оказывающие услуги по написанию дипломов, курсовых и т.д.
Суммарная выручка топ-50 EdTech-компаний выросла на 16,5% по сравнению со вторым кварталом, и при этом почти в два раза — на 99,6% — относительного аналогичного периода прошлого года, достигнув примерно 7,5 млрд руб. Таким образом, с начала года компании из списка заработали уже больше 18 млрд руб. Это значит, что итоги 2020-го будут примерно на уровне 25 млрд руб. Исходя из прогнозируемой оценки в 55-60 млрд руб., топ-50 занимает около половины EdTech-рынка.
«По оценке HolonIQ, размер EdTech-рынка в мире в 2020 году должен составить $227 млрд, что составляет прирост в 40% по отношению к 2019 году. Это оказалось выше прогнозируемых значений, — говорит Дина Каракаш, инвестиционный аналитик ФРИИ. — Ситуация с COVID-19 скорректировала рост рынка в положительную сторону. Таким образом, несмотря на падение платежеспособности в некоторых клиентских сегментах, общий тренд остается позитивным».
Цифровые профессии
По-прежнему быстрее остальных растут ресурсы, обучающие цифровым профессиям: исходя из экспертных оценок, после лидерства Skyeng по итогам 2018-19 годов, первые два места по итогам квартала занимают Skillbox и Geekbrains, на которых не повлияли даже два летних месяца. В Geekbrains, который впервые поднялся до второго места, заявили, что количество новых студентов у ресурса в августе выросло на 236% год к году. На четвертом месте — «Нетология-групп», показавшая рост относительно третьего квартала 2019 года около 80%, что, впрочем, ниже ее же результатов роста во втором квартале (130%).
«Нетология-групп» постоянно ускоряет динамику и темпы роста, мы идем с опережением и к концу года планируем удвоение выручки по всем проектам, — говорит Максим Спиридонов, генеральный директор компании. — В третьем квартале пользователи почувствовали определенную усталость от онлайн-обучения в целом, поэтому рост хоть и оставался стабильным, но был ниже, чем в период карантина. В осенний период мы снова увидели повышение интереса людей к обучению».
Значительно поднялся в рейтинге «Яндекс.Практикум»: если во втором квартале он впервые вошел в десятку лидеров, то по итогам третьего находится уже на шестом месте.
«В последние полгода наша стратегия начала давать ощутимые результаты, — отмечает директор по маркетингу «Яндекс.Практикум» Евгений Лебедев. — Из-за пандемии несколько сотен тысяч человек попробовали наши бесплатные курсы и поняли, что им все нравится. А выпускники, которые как раз появились в 2020 году, начали активно рекомендовать наш продукт».
Школа и бизнес
В сегменте школьного образования ситуация ровная: с одной стороны, на третий квартал пришлись два летних месяца, с другой, начался учебный год.
«Главное, что мы продолжаем наблюдать в третьем квартале, — аудитория пользователей, которые еще год назад даже не задумывались о том, чтобы решать образовательные задачи в дистанционном формате, плавно приходит в онлайн, — говорит Андрей Сизов, исполнительный директор онлайн-школы «Фоксфорд». — Мы видим рост интереса к полностью дистанционному формату обучения и стремимся закрывать не только потребности в основном школьном треке, но быть end-to-end образовательной платформой, сопровождая ребенка на каждом этапе его взросления, центральное место в котором занимает образование».
Михаил Мягков, генеральный директор MAXIMUM Education, отмечает, что третий квартал был более спокойным по сравнению со вторым: «Впрочем, для нашего сегмента это был горячий сезон: старт учебного года и традиционный интерес к дополнительному образованию школьников. Мы растем согласно планам. Наверное, могли бы больше, чем предполагали до пандемии, но сказывается падение реальных доходов населения, которое усугубляется неопределенностью в экономике».
Бизнес-образование
Продолжает расти переместившийся еще на одну позицию вверх «Like Центр». Его основатель Аяз Шабутдинов предсказывает рост интереса к этому направлению со стороны крупных онлайн-платформ, а также конкуренцию EdTech-проектов с классическими бизнес-школами.
«Обучение бизнес-навыкам, имея колоссальный потенциал роста, остается одним из самых недооцененных секторов в сфере образования, — говорит Шабутдинов. — Особенно в условиях экономической неопределенности, когда старые бизнес-модели вдруг стали неэффективными, а новым обучаться негде. Другие EdTech-платформы в этом году активно запускают собственные программы по обучению бизнесу. Сейчас происходит революция в образовании: становится понятно, что есть более эффективные способы обрести навыки, получить профессию или научиться бизнесу, чем пять лет ходить непонятно куда и непонятно зачем».
Корпоративное обучение
Что касается остальных сегментов, то на выручку некоторых компаний третий квартал оказал сглаживающий эффект — в зависимости от того, вызвала пандемия у них до этого резкий скачок спроса или, наоборот, падение, как это произошло, например, в корпоративной сфере.
«Если во втором квартале год к году мы сделали на 17% меньше кассы, то в третьем квартале выросли на 27%, — подчеркивает Дмитрий Зацепин, директор образовательного бизнеса «Актион-МЦФЭР». — В третьем квартале у нас училось больше, чем за все второе полугодие 2019 года. Оттока в третьем квартале мы не видим, люди хотят учиться».
Снижение доходов
Многие компании, тем не менее, продолжают ощущать снижение платежеспособного спроса.
«Мы это видим по снижению темпов роста выручки в третьем квартале по сравнению с прошлыми годами, — признается Александр Першин, генеральный директор компании HTML Academy. — Наш прогноз на четвертый квартал — плюс 20-25% к показателям 2019 года. Это снова означает снижение темпов роста примерно в два раза, но в любом случае ожидаем рост».
С учетом того, что для многих компаний самым активным является четвертый квартал, именно он должен стать показательным для сектора и изменить расстановку. К примеру, крупнейший ресурс в сегменте школьного образования «Учи.ру» явно должен будет войти в тройку лидеров по итогам четвертого квартала.
«В четвертом квартале мы ожидаем умеренное увеличение выручки и количества пользователей, — говорит Светлана Кравченко, руководитель Контур.Школы. — Традиционно конец года можно считать наиболее успешным для онлайн-образования, но 2020 год внес свои коррективы. Будем стараться удержать текущий рост».
Инвестиции в EdTech
Образование остается одним из ключевых направлений венчурных инвестиций в России: в третьем квартале было объявлено еще о нескольких сделках на рынке EdTech.
«Сейчас на образовательном рынке можно насчитать не менее сотни успешных стартапов, которые входят в портфели многих частных фондов, а также фондов с участием государственного капитала, в том числе РВК», — рассказывает Алексей Басов, заместитель генерального директора-инвестиционный директор РВК.
При этом ряд экспертов предсказывают, что EdTech может уже в ближайшее время созреть для IPO.
Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель А.Partners, об инвестициях в EdTech:
«В течение третьего квартала на рынке российского EdTech наблюдалось три важных тренда.
- Состоялась (а в четвертом квартале была объявлена) сделка о дополнительном раунде инвестирования в компанию Skyeng, одного из лидеров EdTech.
Это важно, потому что эта сделка поднимает планку того, какие раунды и на каких условиях могут быть на рынке.
- Этот квартал стал первым посткоронавирусным периодом, в рамках которого позитивный эффект на рост компаний (на которые он мог повлиять) завершился.
И снижение темпов прироста говорит о том, что вирусная карта отыграна, и дальше мы живем в новой реальности.
- Событие, не связанное непосредственно с EdTech: в этот период было несколько новостей об IPO.
На биржу успешно вышла Ozon, а такие компании как FixPrice, Сравни.ру и ivi либо заявили о своем намерении стать публичной компанией, либо даже опубликовали проспект эмиссии на сайте американского SEC.
Для многих участников рейтинга становление публичной компанией является по сути единственной стратегией по выходу инвесторов: они стали уже слишком большими, чтобы их кто-то купил. Размещения российских компаний на бирже дают нам бенчмарки, ориентиры относительно того, каких размеров компания может себе это позволить. Ее выручка должна превышать $100 млн (то есть 7-8 млрд руб.), рост составлять не менее 50%, а доходность (если она есть) измеряться двузначными цифрами. Кроме того, компания должна занимать либо монопольное-полумонопольное положение, либо игрок должен обладать всеми характеристиками, позволяющими их будущим инвесторам на бирже поверить, что именно они смогут этот рынок консолидировать и довести свою долю до 20-30% или даже 40%».
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Источник