Меню

Рейтинг российских регионов по инновационному развитию



Опубликован «рейтинг инновационного развития» российских регионов

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ опубликовал шестой выпуск аналитического доклада «Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации».

Лидерами рейтинга стали Москва, Республика Татарстан и Санкт-Петербург; причём в последнем инновационные процессы протекают наиболее сбалансировано, отмечают эксперты.

Рейтинг инновационного развития регионов (РРИИ) специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ формируют с 2012 года. Новый выпуск базируется на оригинальной системе из 53 количественных и качественных показателей, характеризующих социально-экономические условия инновационной деятельности регионов, их научно-технический потенциал, уровень инновационной и экспортной активности, а также качество инновационной политики. Регионы распределены по четырем группам исходя из величины отставания значений интегрального показателя от результата региона-лидера.

Рейтинг включает индивидуальные профили 85 субъектов РФ, детализирующие результаты по всем направлениям инновационного развития и характеризующие специфику инновационной системы каждого региона.

Кроме актуализации данных (шестой рейтинг сформирован по итогам 2017 года), авторы обновили методологию расчета и состав индикаторов. В частности, добавленные индексы цифрового развития и экспортной активности позволяют анализировать текущее состояние, а в перспективе и динамику продвижения субъектов РФ по ряду национальных проектов и реализацию целей, сформулированных в майских указах 2018 года.

Структура российского регионального инновационного индекса.

По итогам 2017 года рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню инновационного развития возглавила Москва. Столица вернула лидерскую позицию, которую занимала с 2008 по 2014 год. Группировка регионов по значению совокупного индекса инновационного развития выглядит следующим образом:

  • к первой группе относятся восемь субъектов Российской Федерации: это Москва – лидер рейтинга, а также регионы, величина РРИИ в которых отличается от результата столицы не более чем на 20%. Нынешний состав победителей – Москва, Республика Татарстан и Санкт-Петербург – складывался наиболее часто (в рейтингах 2012, 2014 и 2015 гг.);
  • вторую, самую многочисленную, группу составили 42 региона, уступающие лидеру по значению РРИИ более чем на 20%, но не более чем на 40%;
  • в третьей группе оказались 29 субъектов Российской Федерации, отстающих по величине совокупного индекса инновационного развития от первого в рейтинге региона более чем на 40%, но не более чем на 60%;
  • наконец, в четвертую группу вошли шесть регионов, в которых значения РРИИ ниже, чем у Москвы, более чем на 60%. Результаты подобного распределения свидетельствуют о том, что свыше половины субъектов Российской Федерации демонстрируют умеренное отставание от Москвы по общей оценке инновационного развития.

Распределение субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса: 2017.

Как отмечается в документе, регионы России характеризуются неравномерностью развития различных аспектов инновационных процессов. В результате итоговый индекс становится сглаженной оценкой, уравновешивающей разные составляющие инновационного развития, но вместе с тем – их скрывающей. В связи с этим важно дополнять данные по РРИИ информацией по отдельным тематическим субиндексам (рис. 2.2). В большинстве случаев высокие значения по одним субиндексам сочетаются с низкими – по другим либо наблюдаются значительные отклонения по одному или нескольким индексам в сравнении с величиной РРИИ.

Субъекты Российской Федерации – лидеры по значению российского регионального инновационного индекса: ранги по тематическим субиндексам: 2017.

Равномерное развитие по показателям всех пяти тематических субиндексов характерно только для двух субъектов Российской Федерации первой группы: лидера рейтинга – Москвы и Санкт-Петербурга, замыкающего топ-3 регионов. В северной столице инновационные процессы протекают наиболее сбалансировано.

Готовность к будущему

Новый рейтинг содержит экспериментальный индекс готовности регионов к будущему (ИГБ), который дополняет подходы традиционной статистики.

Он представляет собой оценку качества стратегического управления на региональном уровне и рассчитан по шести индикаторам:

  • дальность горизонта планирования региональных стратегий;
  • технологическая ориентированность региональных стратегий;
  • присутствие в СМИ материалов об успехах региона в сфере научно-технологического, инновационного и промышленного развития;
  • тематическая диверсификация региональных стратегий;
  • близость региональной новостной повестки к информационному полю развитых стран;
  • соответствие региональной стратегической повестки содержанию федеральных стратегий.

В первую группу рейтинга по ИГБ вошли Белгородская область, Москва, Московская, Нижегородская, Новосибирская и Пензенская области, Приморский край, Республика Крым, Самарская область, Санкт-Петербург, Свердловская и Тамбовская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская область и Чувашская Республика.

Распределение субъектов Российской Федерации по индексу готовности к будущему: 2018.

Регионы, демонстрирующие максимальную готовность к будущему, распределены по территории страны равномерно и присутствуют в семи из восьми федеральных округов: Центральном (4 региона), Приволжском (4), Уральском (3), Сибирском, Северо-Западном, Южном и Дальневосточном.

Читайте также:  Рейтинг лучших комкующихся наполнителей для кошачьих туалетов

Рейтинг субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса: 2017

Источник

Рейтинг регионов России по уровню инновационного развития

1. Сведения о разработчике рейтинга. Данный рейтинг является авторской, инициативной разработкой, выполненной при финансовой поддержке Президента Российской Федерации (грант для государственной поддержки молодых российских ученых, проект МК-440.2008.6). Автор проекта — Александр Борисович Гусев, являющийся постоянным автором «Капитала страны» (см. рубрику «Наши авторы»), участник проекта — Ха Ле Минь.

При использовании данных рейтинга ссылка на источник обязательна.

2. Методика построения рейтинга регионов России по уровню инновационного развития. Учитываемые в рейтинге показатели подразделяются на две группы: показатели инновационной восприимчивости и показатели инновационной активности региона (рис.1).

Рис.1. Показатели инновационного развития регионов

Формирование рейтинга предполагает три этапа.

1. Расчет первичных данных. Производительность труда (a) оценивается как отношение валового регионального продукта (ВРП) субъекта Российской Федерации к среднегодовой численности занятых в региональной экономике. Фондоотдача (b) оценивается как отношение ВРП субъекта РФ к стоимости основных фондов. Экологичность производства (c) представляет собой частное от деления ВРП субъекта РФ на объем выбросов вредных веществ в атмосферу, исходящих от стационарных источников.

Показатели инновационной активности представлены такими удельными индикаторами, как затраты на исследования и разработки на 1 занятого (d); затраты на технологические инновации на 1 занятого (e); выпуск инновационной продукции на душу населения региона (f).

2. Обработка первичных данных. На данном этапе реализуется следующий алгоритм.

2.1. Для каждого из 6 критериев определяется регион-лидер, имеющий максимальное значение показателя, которое принимается за 100%.

2.2. По отношению к региону-лидеру соответствующие параметры других регионов пересчитываются в процентном отношении по следующей формуле:

(1)

где i — номер региона, Xi — значение параметра для i-ого региона; — максимальное значение параметра региона-лидера; Si — процентное отношение значения параметра в i-ом регионе к региону-лидеру.

В результате применения формулы (1) получаем ряды данных, приведенных к соответствующей базе (регионам-лидерам).

3. Расчет рейтингового балла региона. Рейтинговый балл инновационного развития региона оценивается по формуле (2):

(2)

где X — рейтинговый балл инновационного развития региона; — процентное отношение производительности труда в экономике региона к максимальному значению по совокупности; — процентное отношение фондоотдачи в экономике региона к максимальному значению по совокупности; — процентное отношение экологичности экономики региона к максимальному значению по совокупности; — процентное отношение затрат на исследования и разработки на 1 занятого к максимальному значению по совокупности; — процентное отношение затрат на технологические инновации на 1 занятого к максимальному значению по совокупности; — процентное отношение объема выпуска инновационной продукции на душу населения региона к максимальному значению по совокупности.

Рейтинговый балл инновационного развития региона лежит в интервале от 0 до 100. Чем больше его значение, тем выше место региона в рейтинге инновационного развития.

Для повышения наглядности рейтинговых баллов их числовая шкала заменяется буквенно-символьным кодом (табл.1).

Таблица 1. Рейтинговые баллы инновационного развития регионов и их интерпретация.

Класс

Рейтинговый бал

Зона A — высокий уровень

А++

Супер-высокий уровень инновационного развития

А+

Очень высокий уровень инновационного развития

А

Высокий уровень инновационного развития

Зона B — средний уровень

В++

Уровень инновационного развития выше среднего

В+

Средний уровень инновационного развития

В

Удовлетворительный уровень инновационного развития

Зона C — низкий уровень

С++

Уровень инновационного развития ниже среднего

С+

Низкий уровень инновационного развития

С

Очень низкий уровень инновационного развития

Зона D — неудовлетворительный уровень

D

Неудовлетворительный уровень инновационного развития

3. Эмпирические данные и результаты расчетов. В табл.2 приведены данные рейтинга за 2000-2006 годы.

Таблица 2. Рейтинг регионов России по уровню инновационного развития (рейтинговые баллы), 2000-2006 гг.

Источник

Рейтинг инновационного развития регионов России

Рейтинги, формируемые в НИУ ВШЭ, позволяют проанализировать текущий уровень социально-экономического развития регионов и могут быть рассмотрены в качестве инструмента оценки динамики результативности проводимой региональными органами исполнительной власти политики

Рейтинг инновационного развития регионов России
Рейтинг социально-экономических условий инновационной деятельности
Рейтинг научно-технического потенциала
Рейтинг инновационной деятельности
Рейтинг экспортной активности
Рейтинг качества инновационной политики

Рейтинг культурной обеспеченности

Рейтинг инновационного развития регионов

Исследование базируется на оригинальной системе из 37 количественных и качественных показателей, характеризующих социально-экономические условия инновационной деятельности регионов, их научно-технический потенциал, уровень развития инновационной деятельности, а также качество инновационной политики.

Материалы исследования могут служить информационной базой для комплексного мониторинга деятельности региональных органов власти, фокусировки федеральных инструментов поддержки, разработки стратегий развития, сопоставительного анализа (бенчмаркинга) инновационной активности регионов, выявления их сильных и слабых сторон, секторов роста и ограничений развития.

Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации с 2012 года формирует Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках деятельности Российской кластерной обсерватории

Регионы распределены на основе кластерного анализа по четырем группам исходя из величины интегрального показателя.

К первой группе рейтинга относятся 11 регионов, лидером является Республика Татарстан со значением индекса 0.5753.

Вторую группу составили 14 регионов, имеющих интегральные значения от 0.4242 у Хабаровского края до 0.3805 у Тамбовской области.

В третьей группе оказался 41 субъект Российской Федерации со значениями индекса, находящимися в диапазоне от 0.3716 до 0.2702.

Наконец, в четвертую группу вошли 19 регионов, в которых значения находятся в пределах от 0.2563 до 0.1637.

Источник

Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. 6 выпуск

31 октября 2019 года на пресс-конференции в ТАСС представлен шестой выпуск Рейтинга инновационного развития регионов России. Результаты исследования прокомментировали первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Леонид Гохберг, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ Евгений Куценко и директор Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ Илья Кузьминов.

Видеозапись пресс-конференции

Copyright 2019 TASS, all rights reserved

Презентации

Научный редактор: Леонид Гохберг

Цитирование: Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 6 / Г. И. Абдрахманова, С. В. Артемов, П. Д. Бахтин и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации (далее — Рейтинг) с 2012 года формирует Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках деятельности Российской кластерной обсерватории.

Исследование базируется на оригинальной системе из 53 количественных и качественных показателей, характеризующих социально-экономические условия инновационной деятельности регионов, их научно-технический потенциал, уровень инновационной и экспортной активности, а также качество инновационной политики. Особой ценностью Рейтинга являются индивидуальные профили 85 субъектов РФ, детализирующие результаты по всем направлениям инновационного развития, позволяющие выявить особенности инновационной системы каждого региона.

Используемые показатели отвечают российским и международным статистическим стандартам, применяемые методологические подходы соответствуют практике построения региональных инновационных индексов и формирования соответствующих рейтингов под эгидой Европейской комиссии и других международных организаций.

Материалы исследования могут служить информационной базой для комплексного мониторинга деятельности региональных органов власти, фокусировки федеральных инструментов поддержки, разработки стратегий развития, сопоставительного анализа (бенчмаркинга) инновационной активности регионов, выявления их сильных и слабых сторон, секторов роста и ограничений развития.

НОВАЦИИ ШЕСТОГО ВЫПУСКА РЕЙТИНГА

Кроме актуализации данных (шестой Рейтинг сформирован по итогам 2017 года), авторы обновили методологию расчета и состав индикаторов (см. рис. 1.1.).

Основные изменения в структуре показателей Рейтинга во многом продиктованы современной повесткой политики и трендами в организации научной и инновационной деятельности, для которых авторами предложены соответствующие способы измерения. Добавленные индексы, в частности, позволяют анализировать текущее состояние, а в перспективе и динамику продвижения субъектов Российской Федерации по ряду национальных проектов.

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС И СУБИНДЕКСЫ

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

По итогам 2017 г. рейтинг субъектов РФ по уровню инновационного развития возглавила Москва, вернув позицию лидера, которую занимала с 2008 по 2014 г. Регионы распределены по четырем группам исходя из величины отставания значений интегрального показателя от результата региона-лидера (табл. 2.1 и рис. 2.1).

К первой группе рейтинга кроме столицы относятся еще семь регионов, величина РРИИ в которых отличается от результата Москвы не более чем на 20%. Нынешний состав победителей (Москва, Республика Татарстан и Санкт-Петербург) складывался наиболее часто (в рейтингах 2012, 2014 и 2015 гг.).

Вторую, самую многочисленную, группу составили 42 региона, уступающие лидеру по значению РРИИ более чем на 20%, но не более чем на 40%.

В третьей группе оказались 29 субъектов РФ, отстающих по величине совокупного индекса инновационного развития от первого в рейтинге региона более чем на 40%, но не более чем на 60%.

Наконец, в четвертую группу вошли шесть регионов, в которых значения РРИИ ниже, чем у Москвы, более чем на 60%.

Результаты подобного распределения свидетельствуют о том, что свыше половины субъектов РФ демонстрируют умеренное отставание от столицы по общей оценке инновационного развития.

ИНДЕКС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рейтинг субъектов РФ по индексу социально-экономических условий инновационной деятельности (ИСЭУ) представляет агрегированную оценку их экономического, образовательного и цифрового развития, демонстрирующую потенциал к созданию, адаптации, освоению и реализации инноваций (табл. 2.2 и рис. 2.3).

Данный индекс рассчитан по 13 индикаторам, сгруппированным в три тематические рубрики: а) основные макроэкономические показатели; б) образовательный потенциал населения; в) потенциал цифровизации.

Верхнюю строчку рейтинга по ИСЭУ занимает Москва. В первую группу рейтинга также входят Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Томская и Самарская области, Хабаровский край, Свердловская область, ЯмалоНенецкий автономный округ, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ— Югра, Тюменская, Омская и Воронежская области.

ИНДЕКС НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Рейтинг субъектов РФ, сформированный на основе индекса научно-технического потенциала (ИНТП), представляет собой комплексную оценку, отражающую развитие регионов по таким составляющим, как кадровые и финансовые ресурсы исследований и разработок, публикационная и патентная активность, разработка передовых производственных технологий (табл. 2.3 и рис. 2.5).

Данный индекс рассчитан по десяти индикаторам, сгруппированным в три тематические рубрики: а) финансирование научных исследований и разработок; б) кадры науки; в) результативность научных исследований и разработок.

Первенство в данном рейтинге удерживает Томская область. В первую группу рейтинга входят еще Ульяновская область, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Москва, Московская, Ивановская, Новосибирская, Новгородская, Свердловская и Тюменская области, а также Республика Башкортостан.

ИНДЕКС ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рейтинг субъектов РФ, составленный на базе индекса инновационной деятельности (ИИД), обеспечивает всестороннюю оценку интенсивности процессов создания, внедрения и практического использования в регионах технологических, организационных и маркетинговых инноваций (табл. 2.4 и рис. 2.7).

Данный индекс рассчитан по девяти индикаторам, сгруппированным в четыре тематические рубрики: а) активность в сфере технологических и нетехнологических инноваций; б) малый инновационный бизнес; в) затраты на технологические инновации; результативность инновационной деятельности.

В первую группу рейтинга по ИИД вошли восемь регионов: Республика Татарстан, Чувашская Республика, Санкт-Петербург, Томская область, Республика Мордовия, Пензенская область, Москва и Нижегородская область. Значения ИИД регионов данной группы в полтора с лишним раза превосходят соответствующую среднероссийскую величину. Лидером рейтинга является Татарстан, где каждое пятое предприятие — инноватор.

ИНДЕКС ЭКСПОРТНОЙ АКТИВНОСТИ

В шестом выпуске Рейтинга инновационного развития субъектов РФ впервые рассчитан индекс экспортной активности (ИЭА). На его основе сформирован субрейтинг регионов, отражающий их позиции на глобальных рынках и вовлеченность в международный интеллектуальный обмен, включая зарубежное патентование, трансфер технологий и обучение иностранных студентов (табл. 2.5 и рис. 2.9). Данный индекс рассчитан по семи индикаторам, сгруппированным в две тематические рубрики: а) экспорт товаров и услуг и б) экспорт знаний.

Лидер в рейтинге по ИЭА — Санкт-Петербург. Его показатели внешнеэкономической деятельности (экспорт технологий в расчете на 1 тыс. руб. ВРП и число патентных заявок на изобретения, поданных за рубежом, в расчете на 1 млн человек рабочей силы в возрасте 15–72 лет) превышают средний уровень по стране в 5 и 3,2 раза соответственно. В первую группу данного рейтинга также вошли Москва, Нижегородская, Смоленская, Тульская, Мурманская, Новосибирская, Ленинградская области, Республика Татарстан, Липецкая, Ростовская и Омская области.

ИНДЕКС КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Рейтинг субъектов РФ, сформированный на основе индекса качества инновационной политики (ИКИП), комплексно отражает позиции регионов по следующим параметрам: проработанность нормативного правового регулирования инновационной деятельности, наличие специализированных координационных органов и институтов развития в сфере инноваций, объемы бюджетной поддержки гражданской науки и технологических инноваций, вовлеченность регионов в научно-техническую и инновационную политику федерального уровня (табл. 2.6 и рис. 2.11).

Данный индекс рассчитан по 14 индикаторам, сгруппированным в четыре тематические рубрики: а) нормативная правовая база инновационной политики; б) организационное обеспечение инновационной политики; в) бюджетные затраты на науку и инновации; г) участие в федеральной научно-технической и инновационной политике.

Самый передовой с точки зрения качества инновационной политики регион — Республика Татарстан. В топ-10 рейтинга по ИКИП вошли также Москва, Новосибирская, Томская, Калужская, Нижегородская и Московская области, Республика Мордовия, Санкт-Петербург и Самарская область.

Источник

Рейтинг и популярность © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.