Меню

Рейтинг российских режиссеров с фильмографией



Аналитика

БК составил рейтинг главных российских режиссеров 2020 года

Продолжаем публиковать топы кинопрофессионалов по итогам прошедшего года

БК продолжает публикацию независимых рейтингов профессионалов киноиндустрии по итогам 2020 года. На очереди — топ-10 главных кинорежиссеров России.

Мы выделили несколько ключевых критериев, по которым оценивалась деятельность режиссера. Ими стали объем киноаудитории каждого из фильмов, размер бюджетов, которые доверяли продюсеры тому или иному постановщику, фестивальные награды и кинопремии, уровень медийности, количество функций, исполняемых режиссером на проекте, а также зрительская оценка картин. Как и в случае с рейтингом продюсеров, мы добавили новый критерий – успех фильма на онлайн-сервисах. В расчет брались только те данные, которые БК предоставляют сами ОТТ-платформы.

Рейтинг учитывает только полнометражные проекты, которые вышли в прокат и на ОТТ-платформах в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

Первое место нашего годового топа занял Жора Крыжовников. Он является одним из немногих российских режиссеров, который с математической точностью выстраивает карьеру и сознательно нацелен на производство зрительских хитов. Благодаря кассовым достижениям его последнего проекта ЛЕД 2 победу Крыжовникова можно признать безоговорочной. Успев выйти еще до пандемии коронавируса в России, ЛЕД 2 заработал больше оригинала и с результатом в 1,5 млрд рублей стал самым кассовым отечественным фильмом года. Не остался фильм и без наград профессионалов. Картина получила четыре номинации на премию «Золотой орел», включая основные – за режиссуру и лучший фильм, а актриса Мария Аронова унесла с церемонии статуэтку за лучшее исполнение женской роли второго плана.

Вторым к финишу пришел Федор Бондарчук. ВТОРЖЕНИЕ не до конца оправдало надежды индустрии и зрителей год назад, остановившись в шаге от заветной отметки в миллиард рублей. Тем не менее сиквел ПРИТЯЖЕНИЯ стал одним из главных российских блокбастеров последних лет, демонстрируя новые технологические достижения отечественного кино. Вряд ли кто-то будет спорить, что Бондарчук входит в число самых влиятельных режиссеров страны, который при желании способен собрать на своей площадке «сборную России по кино».

Замкнул тройку лидеров молодой режиссер Алексей Нужный, который успел выпустить за год два заметных фильма (аналогичным достижением в десятке может похвастаться Анна Меликян), причем вышли они в декабре с разрывом всего в неделю. И если комедия ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ явно могла собрать больше, но пострадала от введенных ограничений по посещаемости, то фильм-катастрофа ОГОНЬ стал одним из главных кинопрокатных событий зимы, во многом благодаря прекрасному зрительскому «сарафану». На старте картина взяла всего 76 млн рублей, однако на текущий момент уже заработала более 900 млн. Нужный доказал, что не только умеет снимать комедии (это показали еще Я ХУДЕЮ и ГРОМКАЯ СВЯЗЬ), но способен работать и в более остросюжетных жанрах, находя баланс между продюсерским запросом и зрительскими ожиданиями.

На четвертой позиции нашего топа оказался Андрей Кончаловский. Он является одним из немногих представителей старшего поколения режиссеров, который продолжает активно работать. Наряду с Андреем Звягинцевым Кончаловский остается наиболее часто награждаемым важнейшими фестивалями российским автором, за счет чего он продолжает отвечать за международный престиж нашего кинематографа. Его драма ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ! получила приз жюри на последнем Венецианском кинофестивале, а затем была отправлена представлять нашу страну на «Золотом глобусе» и «Оскаре».

Замыкает топ-5 Анна Меликян, которая также успела выпустить сразу два фильма в ушедшем году. Один из них, мелодрама ФЕЯ, так и не вышел на экраны кинотеатров, сразу отправившись на платформу «КиноПоиск HD». Так как ФЕЯ полноценно не выходила в кинотеатрах, то баллов за нее режиссер не получила. Зато в прокат вышла другая ее работа, мелодрама ТРОЕ, которая была высоко оценена критиками и профессиональной аудиторией на фестивале «Кинотавр». Укреплению Анны Меликян в статусе главной женщины-режиссера страны также способствовал успех ее сериала «Нежность» на онлайн-сервисе ivi.

Топ-10 нашего списка выглядит так:

  1. Жора Крыжовников
  2. Федор Бондарчук
  3. Алексей Нужный
  4. Андрей Кончаловский
  5. Анна Меликян
  6. Илья Учитель
  7. Филипп Юрьев
  8. Константин Статский
  9. Михаил Локшин
  10. Егор Абраменко

Ознакомиться с топ-20 российских режиссеров по итогам 2020-го и детальной аналитикой результатов, а также подробнее прочитать о критериях отбора и подсчета можно в выпуске электронного БК, рассылку которого все подписчики получили в пятницу вечером, 18 февраля.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и Instagram

Источник

ТОП-10 лучших российских кинорежиссеров

История российского кинематографа началась в 1908 году с первого художественного фильма «Стенька Разин», с тех пор в нашей стране было снято много достойных картин, в том числе и признанных во всем мире.

В обзоре собраны ТОП-10 лучших российских режиссеров.

Родился Андрей творческой в семье, его родители – Сергей Михалков (автор гимна СССР) и Наталья Кончаловская, известные писатели, заслуженные деятели РСФСР. С детства Кончаловский увлекался музыкой и даже отучился в Московской консерватории, но в возрасте 28 лет решил поступать во ВГИК. Первый же фильм, снятый режиссером еще во время учебы – «Мальчик и голубь» принес ему «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля.

В 1980 году Кончаловский получил почетное звание «Народный артист РСФСР» и переехал в США. В Голливуде поначалу не обрадовались появлению режиссера-иностранца, но первые же фильмы, снятые им за границей, были отмечены престижными наградами американского кинематографа. В 1989 году Андрей снял боевик «Танго и Кэш» со Сталлоне в главной роли, ставший культовым в Америке и за ее пределами.

Даже после возвращения на родину Кончаловский параллельно продолжает работать и с киностудиями других стран. Например, двухсерийный фильм «Одиссея», снятый на английском языке, принес ему премию «Эмми». Режиссер снял десятки фильмов на разных языках и поставил несколько спектаклей и опер в самых знаменитых театрах мира. Помимо режиссерской работы Кончаловский является продюсером, автором ряда познавательных телепроектов, а также писателем и публицистом.

Род Михалковых известен в России с 15 века и находился в родстве с фамилией Романовых. По материнской линии предком режиссера является художник Суриков. Дебют Никиты в кино состоялся в 14 лет, а первой серьезной его работой стала главная роль в фильме «Я шагаю по Москве», и исполнение одноименной песни.

Михалков учился на актерском факультете Щукинского училища, но был отчислен за непосещаемость. После этого Никита поступил во ВГИК на режиссерский факультет. В возрасте 49 лет режиссер получил первый «Оскар» и гран-при кинофестиваля в Каннах за картину «Утомленные солнцем».

Для съемок «Сибирского цирюльника» режиссеру разрешили на сутки погасить кремлевские звезды на Красной площади, которые последний раз переставали светить в 1941 году во время войны, за счет 45-милионного бюджета картины была отреставрирована колокольня Ивана Великого, а одну из сцен фильма спародировал Спилберг в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». В 2015 году Михалков выпустил автобиографическую книгу «Территория моей любви».

Читайте также:  Рейтинге индекса электронного участия оон

Сергей Бодров-старший – известный российский режиссер, лауреат Государственной премии РФ. Трижды номинировался на премию «Оскар» – с фильмами «Монгол» и «Пленник», а также с картиной «Восток-Запад», в которой он был одним из сценаристов. Самые известные произведения режиссера: «Кавказский пленник», «Катала» и «Кочевник»

Родился Сергей в небольшом селе в Приморском крае и с детства мечтал стать жокеем, но не подошел для профессии из-за высокого роста. По окончании школы он поступил в Московский энергетический институт, но был отчислен из-за карточных игр на деньги и начал работать осветителем на «Мосфильме». Играть после скандала Бодров бросил, однако его опыт в азартных играх стал впоследствии основой фильма «Катала».

Проникшись творческой атмосферой студии Бодров начал писать рассказы, получив премии журнала «Крокодил» и «Литературной газеты». Окончив сценарный факультет ВГИКа Сергей работал в киножурнале «Фитиль». Молодежная комедия «Баламут», вышедшая по его первому сценарию, сразу полюбилась советскому зрителю, и Бодров понял, что он может не только писать, но и снимать самостоятельно. Дебютный фильм режиссера «Сладкий сон внутри травы» занял второе место среди детских фильмов на Московском кинофестивале.

Российско-американский режиссер и продюсер казахского происхождения, основатель Международного кинофестиваля экшн-фильмов «Astana». Популярность в России Бекмамбетов обрел после работы над фильмами серии «Дозор» и второй части «Иронии судьбы».

Режиссер окончил институт имени Островского в Ташкенте по специальности «художник театра и кино». В 90-х годах переехал в Москву, где снял ряд роликов, ставших классикой российской рекламы: «Камаз» (танки грязи не боятся), «Твикс» и «Марс», а также рекламную серию «Всемирной истории от банка Империал», получившую награды многих российских и зарубежных фестивалей.

В Голливуде Бекмамбетов известен как режиссер боевика «Особо опасен» с Морганом Фрименом и Анджелиной Джоли в главных ролях и триллера «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров». В настоящее время режиссер работает над фильмом о подвиге Героя Советского Союза летчика Михаила Девятаева.

Кравчук – мастер эпических и исторических фильмов, его картина «Итальянец» была номинирована на премию «Оскар», а многосерийная кинолента «Адмиралъ» вошла в пятерку самых кассовых произведений кинематографа России.

Режиссер начинал карьеру с создания документальных фильмов, сценарии к которым он писал самостоятельно. Самая известная работа Кравчука этого периода – «Семён Аранович. Последний кадр», посвященная его учителю. В это же время Андрей работал над съемками телесериалов «Агент национальной безопасности», «Улицы разбитых фонарей» и «Чёрный ворон».

Историческая сага «Викинг», созданная Кравчуком на основании «Повести временных лет» получила неоднозначную оценку: зрителям понравилась реалистичность и тщательная проработка деталей картины, но многие разочаровались в «неидеальном» образе великого князя Владимира. На 2021 год режиссер запланировал выход сериала «Рюрик» об основателе царской династии России.

Николай Лебедев – самый молодой режиссер, получивший Государственную премию за фильм «Звезда», снятый им в 34 года. Вторую награду президента РФ он получил спустя 11 лет, за создание картины «Легенда №17». Российскому зрителю он известен благодаря фильмам «Волкодав», «Апостол», «Мастер и Маргарита» и «Экипаж».

Николай с детства мечтал стать режиссером. Свой первый фильм он снял в 10 лет на любительскую камеру. Лебедев окончил факультет журналистики МГУ и заочно обучился во ВГИКе по специальности «режиссура». В середине 90-х годов он работал над российской адаптацией детской передачи «Улица Сезам», а также снял несколько документальных фильмов серии «Ночная жизнь городов мира».

Дебютная художественная картина режиссера – мистический детектив «Змеиный источник», снятый в 1997 году, стала первыми психологическим триллером кинематографа нашей страны. Во всех своих работах режиссер уделяет много внимания раскрытию характеров, чувств и мотивов поведения героев.

Родился в семье знаменитого советского режиссера, обладателя премии «Оскар», Сергея Бондарчука и актрисы Ирины Скобцевой. Дебютировал в кино в роли царевича Федора в историческом фильме своего отца «Борис Годунов».

Первая полнометражная картина режиссера – «9 рота» стала самым кассовым фильмом 2005 года, и была признана ветеранами Афганской войны лучшим произведением кинематографа на эту тему. Следующие работы Бондарчука – экранизация романа Стругацких «Обитаемый остров» и военная драма «Сталинград» также побили рекорды кассовых сборов.

В настоящее время режиссер работает над биографией путешественника Федора Конюхова под рабочим названием «Повелитель ветра» и историческим фильмом о японско-китайской войне, который снимается в сотрудничестве с Китаем.

Антон Мегердичев стал известен в России после работы над спортивной драмой «Движение вверх», снятой по автобиографическому роману баскетболиста С. Белова, и ставшей самым кассовым фильмом страны. В художественное кино режиссер пришел из документального, являясь лауреатом премии «ТЭФИ» за проекты «Убить Кеннеди» и «Живой Пушкин».

Инженер-железнодорожник по образованию, Антон в начале 90-х годов, во время обучения, подрабатывал продажей пива. На последнем курсе института начал работать ассистентом в телецентре Леонида Парфенова, и в течение 12 лет работал над сценариями и монтажом его документальных фильмов. Мегердичев принимал участие практически во всех телепроектах, в том числе таких, как «Намедни» и «Российская Империя».

Дебютной работой режиссера в художественном кино стал боевик «Бой с тенью 2: Реванш». Следующая картина Мегердичева – «Темный мир» стала первым фильмом в России, снятым в 3D. Фильм-катастрофа «Метро», в котором Антон являлся не только режиссером, но и одним из авторов сценария принес ему премию «Ника» за лучшую операторскую работу.

Российско-грузинский режиссер, актер и автор многих известных рекламных роликов. Габриадзе известен российскому зрителю по роли скрипача в комедии «Кин-Дза-Дза», которую он сыграл в возрасте 17 лет. Родился Леван в Тбилиси. Его отец, Резо Габриадзе – известный грузинский киносценарист и художник, основатель Тбилисского театра марионеток, а мать – Елена Джапаридзе – музыкант.

Первую роль в кино Лео сыграл в 12 лет. Впоследствии будущий режиссер поступил в Тбилисский театральный институт им. Ш. Руставели, но занятия не посещал. После службы в армии переехал в Калифорнию, где обучился дизайну и анимации. За время жизни в Лос-Анджелесе Габриадзе с женой основал компанию «Дижитал Джипсис», занимавшуюся созданием компьютерных роликов для голливудских кинокартин. Является автором трейлеров к фильмам «Матрица» и «Годзилла».

В России Габриадзе с 2000 года является учредителем и режиссером компании «Базелевс», занимающейся производством кино и рекламы. Режиссер поставил вторую и третью части комедийной серии «Елки», а в 2015 году совместно с Тимуром Бекмамбетовым снял фильм ужасов «Убрать из друзей», международный ролик которого стал самым популярным трейлером в истории «Твиттера».

Читайте также:  Наивысший кредитный рейтинг физического лица

Российский режиссер, сценарист и продюсер. Известен как автор пародийных кинокомедий, а также нескольких видеоклипов, снятых на грани вульгарности. Обучался во ВГИКЕ и в Школе кинематографии Южной Калифорнии. За время проживания в США Марюс снял более десятка фильмов, в том числе трагикомедию «Старший сын» и фильм ужасов «Мэй», названный критиками лучшим «ужастиком» 2003 года.

После возвращения на родину Вайсберг занялся продюсированием боевика «Бой с тенью 2: Реванш». Его первая работа в качестве режиссера – неоднозначная комедия «Гитлер, капут!», несмотря на хорошие кассовые сборы, получила антипремию «Серебряная калоша». Последующая серия фильмов «Любовь в большом городе» принесла Марюсу народную любовь и признание.

Режиссер получает много критики в свой адрес по поводу низкопробного и пошлого юмора своих картин, но заявляет в ответ, что не претендует на «высокое» кино, и будет продолжать работать над несерьезными комедиями. В 2020 году Вайсберг снял для Киркорова скандальный видеоклип, в котором певец выступил в роли десантника-гея, вызывавший волну недовольства и даже угроз от военных и ВДВшников России.

Источник

10 российских режиссеров, которых ценят на Западе

1. Артур Аристакисян (родился в 1961 году)

Для обретения культового статуса религиозного поэта святой нищеты и асоциальности Аристакисяну хватило двух полнометражных фильмов, выпущенных с почти десятилетним перерывом, — это «Ладони» (1993) и «Место на Земле» (2001). Впрочем, в свою абсолютную гениальность режиссер заставил поверить уже в бытность студентом ВГИКа. (с 1988 по 1993-й он учился на факультете документалистики в мастерской оператора Александра Кочеткова). В конце 1990-х по институту все еще ходили легенды о невероятном Артуре. Игорь Садчиков, на тот момент проректор ВГИК, вспоминал, что приехавшему из Кишинева и эксцентричному молодому человеку позволяли не просто дневать и ночевать прямо в аудиториях (общежитие молодой режиссер не переносил), но и жарить там картошку.

«Ладони» Аристакисян снимал среди кишиневских бездомных в течение пяти лет, а действие «Места на Земле» помещено в коммуну современных хиппи. Эти фильмы объездили весь свет и сейчас то и дело встречаются в репертуарах синематек. О совместной работе с Аристакисяном мечтал Карлос Рейгадас, который собирался продюсировать мексиканский фильм Артура на опасную тему торговли детьми. Проект не был осуществлен — так же как и малобюджетный документальный фильм об индийской девочке с двумя лицами на одной голове и все иные проекты. В недавнем интервью журналу «Искусство кино» Аристакисян говорил: «Идей — полно, но они меня не устраивают, потому что все они закончатся интересным фестивальным кино, но не более того. Хочется писать какие-то иконы». Режиссер и человек, которому очень подходит определение «трудный», сознательно отказался от тиражирования фестивального формата. Впрочем, и сомнительной репутации затворника Аристакисян сторонится: он преподает режиссуру в Московской школе нового кино.

2. Алексей Герман-младший (родился в 1976 году)

Тут, как говорится, фамилия обязывает и помогает: внимание международных фестивалей сыну великого Алексея Германа, не побоявшемуся заняться отцовской профессией, было гарантировано с самого начала. Дебютный «Последний поезд», погружавший зрителя в хмурый, грязный, кашляющий военный ад в 2004-м попал в секцию «Горизонты» 60-го Венецианского фестиваля и получил специальное упоминание премии Луиджи Де Лаурентиса (любопытно, что в том же году все прочили главный приз Марко Беллоккио с фильмом «Здравствуй, ночь», но победил неизвестный российский новичок Звягинцев с притчей «Возвращение»).

Довольно скоро Герман-младший, соединивший реалистичный до абсурдизма, резкий стиль отца с эффектным гламуром, стал завсегдатаем основного венецианского конкурса. В 2008-м его «Бумажный солдат» получил Серебряного льва, но на повторный показ не попал (в повторы попадают только основные призеры) — и какой-то французский киноман чуть не плакал оттого, что пропустил фильм. Пришлось его успокаивать: «Уж Германа-то во Франции непременно покажут». Последний на сегодня работа Алексея Алексеевича — сотканная из новелл антиутопия «Под электрическими облаками» — в 2015-м побывала на Берлинском фестивале. А вот будет ли так же востребован на мировой арене его новый фильм, сказать заранее сложно — уж очень специфический материал: биография Сергея Довлатова.

3. Кира Муратова (1934 — 2018)

Величие Муратовой прямо пропорционально ее непростой профессиональной судьбе: редкий советский режиссер сталкивался с таким количеством запретов и гонений. При всей своей вопиющей аполитичности Кира Георгиевна раздражала цензоров как никто другой: особостью, упрямством, невозможностью компромисса. Ее дебют «Короткие встречи» (1969) прошел «третьим экраном», а второй фильм «Долгие проводы» (1971) пролежал на полке до 1987-го года. Третий — «Познавая белый свет» — был сделан после восьмилетнего перерыва, а четвертый, экранизация хрестоматийной повести Короленко «Среди серых камней» (1983), был так искалечен редакторами, что Муратова сняла свое имя с титров (оригинальной версии не сохранилось, та, что есть, подписана «Иваном Сидоровым»).

В перестройку Муратова получила карт-бланш — снимай, что хочешь. И снова конфликт: ее премированный в Берлине «Астенический синдром» (1989) два года не мог выйти в отечественный прокат из-за бурного матерного монолога героини. Тогдашний министр культуры, актер и режиссер Николай Губенко умолял заглушить бранные слова: «Кира Георгиевна, это ваш каприз». «Да, каприз», — отвечала непреклонная Муратова. Мир открыл Муратову одновременно с перестройкой: «Чувствительный милиционер» в 1992-м, почетный «Золотой Леопард» в 1994-м, премьера «Вечного возвращения» на Римском фестивале в 2012 году и полная ретроспектива в 2013-м году на фестивале в Роттердаме. Это прекрасно, но зарубежных поклонников Муратовой можно и пожалеть — не зная языка, они не могут оценить удивительное фонетическое своеобразие ее картин.

4. Глеб Панфилов (родился в 1934 году)

Обладатель главных призов двух крупнейших мировых фестивалей — «Золотого Леопарда» Локарно за дебют «В огне брода нет» (1969) и «Золотого Медведя» Берлина за «полочную» «Тему» (1987). Это не считая золота ММКФ за «Вассу» (1983) и каннского спецприза за «Мать» (1990). Тем не менее, Панфилов не из тех, кто в первую очередь ассоциируется с «экспортным» кино — из-за глубокого погружения в советско-российские реалии, равнодушия к пиару и сравнительно небольшого числа картин: их всего 10 (последняя — телефильм по Островскому «Без вины виноватые» — сделана в 2008-м).

Сегодня Панфилов чаще работает в театре; премьера этого месяца — «Аудиенция» на сцене Театра Наций с Инной Чуриковой в главной роли. Но если судить по регулярным переизданиям фильмов на dvd и blue-ray, ценят его в Европе куда больше, чем у нас. Во всяком случае, такого роскошного бокс-сета как французский, с вынесенными на обложку фамилиями Panfilov — Tchourikova, в России не было.

Читайте также:  Рейтинг стальных радиаторов панельного типа

5. Герберт Раппапорт (1908 — 1983)

Этот уникальный кинематографист родился в Вене, в семье выходцев из Львова. Профессиональную деятельность начинал как ассистент Георга Вильгельма Пабста в Берлине, а после прихода нацистов к власти вместе с Пабстом эмигрировал в Америку, где в 1935-м и поддался уговорам советского наркома кино Бориса Шумяцкого переехать в СССР. Режиссерским дебютом Раппапорта стал снятый на «Ленфильме» антифашистский фильм «Профессор Мамлок» (1938). Картина вышла в широкий прокат только после войны: в 1938-м напечатанные копии оперативно изъяли — с гитлеровской Германией тогда еще пытались дружить.

Сегодня в России фильмы Раппапорта навскидку вспомнят немногие специалисты: их немного, добрая треть сделана в соавторстве с другими режиссерами, самый популярный из всех — детектив о происках «цеховиков» «Два билета на дневной сеанс» (1966) с молодым Збруевым в роли сотрулника ОБХСС. Однако в Германии и Австрии, в первую очередь, благодаря критикам-кураторам Барбаре Вурм и Олафу Мюллеру, фестивальная публика почитает Раппапорта как мастера разнообразного жанрового кино — музыкальных комедий, военных драм, шпионских и детективных триллеров, фильмов-спектаклей, дающих пример тонкой игры со звуком и монтажом.

6. Иван И. Твердовский (родился в 1988 году)

Автор провокационных, нахально стилизованных под документальное кино короткометражек «Словно жду автобуса», «Снег» и «Собачий кайф» — их даже многие профессионалы опрометчиво приняли за неигровое кино — дебютировал в полном метре взрывной социально-психологической драмой «Класс коррекции». Картина получила главный приз в секции «К Востоку от Запада» на фестивале в Карловых Варах. Следующий фильм Твердовского «Зоология» — болезненная и лирическая сказка о женщине с хвостом и вечном мракобесии русской жизни — попала уже в основной конкурс Карловых Вар, а после фестиваля в Торонто удачно «продалась» в прокат Северной Америки, Канады, Ирландии и Великобритании. У самого молодого героя нашей подборки есть все шансы на прекрасную международную карьеру: с фантазией, смелостью и профессией у сына документалиста Ивана Твердовского все в полном порядке.

7. Николай Хомерики (родился в 1975 году)

Довольно долго чуть ли не официально считался русско-французским режиссером: после Высших курсов сценаристов и режиссеров Хомерики учился в аспирантуре парижской киношколы La Fémis, а потом работал ассистентом Филиппа Гарреля на «Постоянных любовниках», получил приз студенческого конкурса Канн за короткометражку «Вдвоем», участвовал в секции Каннского фестиваля «Особый взгляд» (причем одну из ролей в его фильме «977» сыграл гениальный режиссер, enfant terrible французского кино Леос Каракс).

Перелом в карьере наступил с фильмом «Сердца бумеранг» 2011-го года: единственным крупным фестивалем, проявившим к нему интерес, стал Московский международный. Потом Хомерики, вроде бы, переключился на внутренний кино- и телевизионный рынок, сделав, в частности, резонансный детективный сериал «Синдром дракона» (2012) и народный блокбастер «Ледокол» (2016). Но списывать его с международных счетов рано — тот же «Ледокол» едет этой весной на фестиваль в Висбадене.

8. Марлен Хуциев (родился в 1925 году)

Классик советского оттепельного кино — вы ничего не знаете о 1960-х, если не видели полный вариант «Заставы Ильича» продолжительностью три с половиной часа, — получил международное признание уже в начале карьеры. В 1965-м его фильм «Мне двадцать лет» (собственно, короткая, цензурированная версия «Заставы Ильича») разделил спецприз Венецианского фестиваля с «Симеоном-столпником» Бунюэля. Последний на сегодня фильм Хуциева «Бесконечность» вышел в 1992-м и участвовал в конкурсе Берлинского фестиваля, где получил «новаторский» приз Альфреда Бауэра.

Западная аудитория заново открыла режиссера в 2015 году на фестивале Локарно. В ретроспективу Хуциева вошли не только классические «Застава Ильича» с «Июльским дождем», но и первый самостоятельный фильм «Два Федора», и недооцененный телевизионный шедевр «Был месяц май». Результат — слезы на глазах зрителей, фурор и новый виток мировой славы: ретроспектива Марлена Мартыновича побывала в Мар-дель-Плата, Мехико, Лиссабоне, Нью-Йорке, Париже и Гарвардском киноархиве. А в 2017-м Парижская синематека показывает редчайший опыт Хуциева в документальном кино — почти неизвестный в России телефильм 1971 года «Алый парус Парижа».

9. Евгений Юфит (1961 — 2016)

Юфит — один из пионеров советского «параллельного» (то есть, существовавшего вне государственной системы производства) кино и создатель некрореализма — это такое уникальное направление в искусстве, выросшее из патологической анатомии и мистицизма, науки и гиньоля, зомби-хоррора и социалистического реализма, справочников по судебной медицине и таинства смерти, запредельного стеба и бесконечной серьезности.

Официальным дебютом Юфита считается полный метр 1991 года «Папа, умер Дед Мороз», сделанный в «Мастерской первого и экспериментального фильма» Алексея Германа. Но до «Папы» Юфит сделал с полдюжины короткометражек, названия которых — например, «Санитары-оборотни» или «Вепри суицида» — говорят о сути «некрореализма» лучше любых аналитических текстов.

Свой последний фильм «Прямохождение» Юфит сделал в 2005-м, в том же году его масштабную персональную ретроспективу устроил фестиваль в Роттердаме. Все кинематографические работы Юфита существуют на грани с contemporary art — и входят, наряду с живописью и фотографиями, в коллекции крупнейших музеев, включая нью-йоркский MоMА.

Для российской же общественности — причем, не только широкой — Юфит всегда был слишком «потусторонним». В чем прекрасно отдавал себе отчет, говоря, например, в интервью Радио Свобода: «Я никак не вписываюсь в контекст современного российского кино, существую вопреки ему. И последние три фильма финансировались западными фондами. Российский киноистеблишмент дистанцируется от меня потому, что до сих пор это что-то для них непонятное. Это для узкого круга зрителей, имеющих определенный эстетический опыт, для музейных фестивалей и показов».

10. Фридрих Эрмлер (1898 — 1967)

Имя Эрмлера для многих связано исключительно со сталинской эпохой — собственно, и Сталинскую премию I степени, и пост главы «Ленфильма» Эрмлеру принесла официозная биография Сергея Кирова «Великий гражданин». Конечно, в его фильмографии исполинами большого тоталитарного стиля высятся «Она защищает Родину» (1943), «Великий перелом» (1945) и «Великая сила» (1949).

Но несправедливо забывать и о снятых еще в эпоху немого кино хрупких и человечных шедеврах «Катька — бумажный ранет» (1926), «Дом в сугробах» (1928), «Обломок империи» (1929). Да и «Великий перелом» — ода военачальникам, руководившим Сталинградской битвой, — получил Гран-при первого послевоенного Канна не по политическим соображениям. На Западе Эрмлера почитают за величественный реализм, драматизм и историзм. Его последней картиной стала художественно-публицистическая работа «Перед судом истории» (1965), далеко не однозначный диалог с Василием Шульгиным, националистом, монархистом и идеологом Белого движения: в 2014-м году показ этого фильма стал сенсацией на крупнейшем фестивале неигрового кино Doclisboa.

Источник