Меню

Самые популярные магнитофоны ссср



Топ 10 советских катушечных магнитофонов

Мечты меломанов СССР

Топ 10 советских катушечных магнитофонов

Мечты меломанов СССР

Пусть в СССР не был развит рынок музыкальных записей на катушках, зато страсть к перезаписи фирменных пластинок и бобин у энтузиастов Hi-Fi была сильной. Правда, качественные бобинники советского производства стоили весьма недешево – цена топовых моделей превышала 1000 рублей, и доступны они были далеко не всем. В нашей подборке – лучшие образцы советской «катушечной» промышленности.

Волжский электромеханический завод был одним из лучших производителей катушечных магнитофонов в Советском Союзе. Данная модель производилась с 1985 года, это был двухскоростной аппарат (19 и 9,5 см/сек) с тремя моторами с электронным управлением и прямым приводом ведущего вала. Он был оборудован системой шумоподавления, стеклоферритовыми головками и встроенным усилителем мощностью 2 х 15 Ватт. Весил магнитофон 24 килограмма, цена составляла 827 рублей.

Знаменитый Маяк-001-стерео производился Киевским заводом «Маяк» с 1973 года, это была серьезная машина со скоростями 19 и 9,5 см/сек, а также дистанционным управление всеми режимами работы лентопротяжного механизма. Уровни записи и воспроизведения можно было отслеживать по стрелочным индикаторам, частотный диапазон на скорости 19 см/сек составлял от 31,5 до 20000 Гц. Весила модель 20 килограммов, в 1980 году после модернизации магнитофон получил знак качества.

Аппарат производился с 1983 года Фрязинским заводом «Рений». Модель поддерживала четырехдорожечные записи, имела две рабочие скорости, а также встроенный усилитель для наушников. Частотный диапазон достигал показателей от 31,5 до 22000 Гц, весил магнитофон 27 килограммов. Киевский завод «Генератор» и Саратовский экспериментальный завод прецизионного оборудования выпускали его аналоги под названиями «Электроника-004К» и «Электроника-004С».

Сложный магнитофон разработал Фрязинский завод «Рений» в 1987 году, модель отличалась возможностью программирования множества функций за счет встроенного процессора. Они включали программирование воспроизведения по электронному счетчику или порядковым номерам, автоматический поиск, возможность обзора записанных на ленте фонограмм; возможность коррекции АЧХ и уровня тока подмагничивания в зависимости от типа магнитной ленты. В комплект входил также инфракрасный пульт ДУ, АЧХ магнитофона составляла 20 – 25000 Гц, весил аппарат 24 килограмма.

Как и многие модели бытовой электроники, этот катушечный магнитофон производил военный завод, а именно предприятие Точмаш в Новосибирске. Он выпускался с 1982 года и имел два громкоговорителя для контрольного прослушивания. Аппарат мог осуществлять четырехдорожечную запись на скоростях 19 и 9,5 см/сек, АЧХ была ограничена 18000 Гц. Встроенный усилитель имел мощность 2 х 3 Ватта, весил магнитофон 12,5 килограммов.

Электроника ТА 01-003

Данный магнитофон выпускался с 1979 года Фрязинским заводом «Рений», а позже и Кировским электромашиностроительным производственным объединением имени Лепсе. В нем было три двигателя и высококачественный лентопротяжный механизм с системой автоматического управления ведущим двигателем. Также присутствовало устройство для электронного торможения, плюс система стабилизации натяжения магнитной ленты и фотоэлектрический автостоп. Был в аппарате и пульт ДУ, и встроенная система шумопонижения. Весила модель 27 килограммов.

С 1979 года данную модель производил Ростовский завод «Прибор». Конструкция классическая – две скорости, три мотора с прямым приводом ведущего вала. Была предусмотрена электронная система стабилизации частоты вращения ведущего вала. В записывающем и воспроизводящем блоке были установлены стеклоферритовые головки, в магнитофоне также была система шумопонижения. Весил аппарат со встроенным усилителем 28 килограммов, цена составляла около 1000 рублей.

Полный магнитофон со встроенным усилителем мощностью 2 х 15 Ватт выпускал Ростовский завод «Прибор» с 1985 года. Конструкция во многом повторяла таковую предшествующей модели – трехдвигательный лентопротяжный механизм, стеклоферритовые головки, поканальные стрелочные индикаторы уровня записи и воспроизведения. Поддерживаемые скорости – 19 и 9,5 см/сек, вес – 24 килограмма.

Читайте также:  Самые популярные арабские женские имена

Производитель — Кировское электромашиностроительное производственное объединение имени Лепсе, год выпуска – 1985. В магнитофоне установлен лентопротяжный механизм с прямым приводом и логическим управлением режимами работы. Функции включали в себя автостоп при окончании ленты на катушке, автоматическую стабилизацию натяжения ленты, автоматический поиск по паузам в фонограммах. Весила машина 28 килограммов.

Лебединая песня советской Hi-Fi промышленности получилась очень неплохой – этот аппарат Кировский завод имени Лепсе выпустил в 1992 году. Он был создан на базе модели «Олимп-005С» и предназначен для полупрофессиональной работы, о чем свидетельствует поддержка скорости 38 см/сек и частотный диапазон от 10 до 35000 Гц. Магнитофон получил кварцевую стабилизацию скорости, автоматическую коррекцию АЧХ канала записи, регулировку тока подмагничивания. Имелся также полный автореверс, люминесцентная индикация уровня записи, электронный счетчик ленты. Весил аппарат 21 килограмм.

Источник

Магнитофоны СССР: история и лучшие производители

Магнитофоны в СССР — это целая отдельная история. Существует немало оригинальных разработок, которые до сих пор заслуживают восхищения. Рассмотрим лучших производителей, а также самые привлекательные модели магнитофонов.

Когда появился первый магнитофон?

Выпуск кассетных магнитофонов в СССР начался в 1969 году. И первой здесь оказалась модель «Десна», производившаяся на харьковском предприятии «Протон». Однако стоит отдать должное и предыдущему этапу — магнитофонам, проигрывавшим катушки пленки. Именно на них «набивали руку» инженеры, позднее создавшие ряд отличных кассетных версий. Первые эксперименты с такой техникой в нашей стране начались еще в 1930-е годы.

Но это были разработки сугубо для специального применения. По понятным причинам массовый выпуск развернули только десятилетием позже, к началу 1950-х. Выпуск бобинной техники продолжался и в 1960-е, и даже в 1970-е годы.

Сейчас такие модели интересны преимущественно фанатам техники ретро. Это одинаково относится как к катушечным, так и к кассетным модификациям.

Список лучших производителей

Посмотрим, какие производители магнитофонов заслуживали повышенного внимания публики.

«Весна»

Магнитофонные аппараты этой марки производились с 1963 по начало 1990-х годов. Киевское предприятие использовало для своей продукции транзисторную элементную базу. И именно «Весна» оказалась первым устройством такого рода, выпущенным в широкую продажу. «Весна-2» параллельно выпускалась и в Запорожье. Но это была еще катушечная модель.

Первый аппарат без использования бобин появился в начале 1970-х годов. Его запуску в производство долго мешали проблемы с освоением промышленностью бесколлекторного электромотора. Потому первоначально пришлось ставить традиционные коллекторные модели. В 1977 году развернули производство стереофонических аппаратов. Пытались выпускать еще стационарные магнитофоны со стереозвуком и магнитолы.

В первом случае дошли до стадии единичных опытных образцов, во втором — до мелкой серии.

«Десна»

Такую марку тоже нельзя игнорировать. Именно ей принадлежит честь выпуска первого в стране серийного магнитофона на кассетной базе. Считается, что модель скопирована с Philips EL3300 1964 года разработки. При этом ссылаются на идентичность лентопротяжного механизма, общей компоновки и внешнего дизайна. Однако стоит отметить, что первый же образец имел существенные отличия от прототипа в электронной «начинке».

На протяжении всего выпуска лентопротяжный механизм почти не менялся. А вот в плане дизайна происходили существенные сдвиги. Часть моделей (под другими названиями и с небольшими изменениями) выпускали уже не на «Протоне», а в Арзамасе. Электроакустические свойства оставались довольно скромными — в этом никакой разницы с прообразом нет.

Компоновка семейства «Десна» сохранялась неизменной до окончания ее выпуска.

«Днепр»

Это одни из самых старых магнитофонов советского производства. Первые их образцы начали выпускаться еще в 1949 году. Окончание сборки этой серии на киевском предприятии «Маяк» приходится на 1970 год. Ранняя версия «Днепра» – первый отечественный бытовой магнитофон вообще.

Все устройства семейства воспроизводят только катушки и имеют ламповую элементную базу.

Однодорожечный «Днепр-1» потреблял максимум 140 Вт и выдавал звуковую мощность в 3 Вт. Переносным этот магнитофон можно назвать только условно — его масса составляла 29 кг. Конструкция оказалась плохо продуманной с точки зрения эргономики, а детали лентопротяжного механизма изготавливались недостаточно точно. Был и ряд иных существенных недостатков. Более успешный «Днепр-8» стали производить в 1954 году, а последняя модель начала собираться с 1967 года.

Читайте также:  Зимние шипованные шины по популярности

Это уже марка из 80-х годов. Собирали такие магнитофоны на Ижевском мотоциклетном заводе. Первые модели датируются 1982 годом. По схеме изначальный образец близок к более ранней «Электронике-302», однако в плане дизайна есть явные отличия. Выпуск отдельных магнитофонов и магнитол «Иж» продолжался даже после 1990 года.

Аудиотехника подобной марки была запущена в производство в Новосибирске в 1966 году. Новосибирский электромеханический завод начал с ламповой катушечной модели, имевшей двухдорожечное исполнение. Звук был только монофоническим, а усиление производилось через внешние усилители. Вариант «Нота-303» оказался последним во всей ламповой линейке. Он был рассчитан на относительно тонкую (37 мкм) ленту. В 1970-е и 1980-е годы выпустили ряд транзисторных версий.

«Романтик»

Под такой маркой в СССР выпустили одну из первых портативных моделей на транзисторной базе. По общепринятой тогда классификации первые «Романтики» относились к магнитофонам 3 класса. Конструктивно допускалось питание от внешних выпрямителей и от бортовых сетей автомобилей. В 1980-е годы внушительной популярностью пользовалась версия «Романтик-306», которую ценили за повышенную надежность. Несколько разработок было представлено даже на рубеже сложнейших 80-90-х годов. Последняя модель датирована 1993 годом.

«Чайка»

Выпуском таких катушечных ламповых магнитофонов занималось предприятие в городе Великие Луки. Востребованность этой техники была связана с ее простотой и дешевизной одновременно. Первая модель, выпускавшаяся с 1957 года ограниченной серией, сейчас представлена только редкими экземплярами у коллекционеров и фанатов ретро. Потом было выпущено еще 3 таких модификации.

С 1967 года Великолукский завод перешел на производство серии «Соната», и «Чайки» собирать перестал.

«Электрон-52Д»

Это не марка, а только одна модель, но вполне заслужившая попадания в общий список. Дело в том, что «Электрон-52Д» занимал, скорее, нишу диктофона, которая тогда почти пустовала. Конструкцию ради миниатюризации максимально упростили, пожертвовав и качеством записи. В результате стало возможно записывать только обычную речь, а на передачу всего богатства сложных звуков рассчитывать не приходилось.

Из-за плохого качества, отсутствия привычки потребителей к диктофонам и очень высокой цены спрос был удручающе мал, и «Электроны» скоро сошли со сцены.

«Юпитер»

Под таким названием выпускались катушечные магнитофоны 1 и 2 классов сложности. Это были стационарные модели, разработанные Киевским НИИ электромеханических приборов. «Юпитер-202-стерео» собирали на киевском же магнитофонном заводе. Монофоническую версию «Юпитер-1201» делали на Омском электромеханическом заводе. Модель «201», появившаяся в 1971 году, впервые в СССР имела вертикальную компоновку. Создание и выпуск новых модификаций продолжались до середины 1990-х годов.

Читайте также:  Хоккей с мячом популярность

Популярные советские модели

Начать обзор уместно с первой модели высшего класса в СССР (по крайней мере, так считают многие эксперты). Речь идет о версии «Маяк-001 Стерео». Разработчики отталкивались от пробного изделия, «Юпитера», из первой половины 1970-х. Составные части приобретали за рубежом, и именно из-за этого киевский изготовитель делал не более 1000 экземпляров в год. С помощью устройства сохраняли звук моно и стерео, таковы же были возможности воспроизведения.

Судя по всему, это действительно превосходная модель, которая в 1974-м завоевала наивысшую отраслевую награду в мире.

Ровно через 10 лет появляется «Маяк-003 Стерео», выдававший уже несколько больший спектр волн. А «Маяку-005 Стерео» вообще не повезло. Эту модификацию собрали в количестве всего 20 штук. Затем предприятие сразу перешло с дорогих на более бюджетные устройства.

«Олимп-004-Стерео» заслуженно попал в число наиболее востребованных тогда аппаратов. Их выделяет несомненное совершенство. Разработку и производство совместно вели завод имени Лепсе, что в городе Кирове, и Фрязинское предприятие.

Среди пленочных моделей «Олимп-004-Стерео» выдавал практически наилучший звук. Недаром о нем положительно отзываются и по сей день.

Но среди любителей ретро немалая часть предпочитает ламповые переносные изделия. Ярким тому примером выступает «Соната». Выпускавшийся с 1967 года магнитофон пригоден и для воспроизведения, и для записи звука. Лентопротяжный механизм без изменений позаимствовали у «Чайки-66» – более ранней версии с того же предприятия. Уровень записи и проигрывания регулируется отдельно, можно наложить новую запись поверх старой без затирания.

Стоит отметить, что малосерийные магнитофоны в СССР ценились особенно высоко. Ведь их делали чуть ли не вручную, а потому качество оказывалось выше обычных ожиданий. Хороший тому пример – «Яуза 220 Стерео». Выпуском такой приставки с 1984 года занимался первый московский электромеханический завод.

Обращают на себя внимание:

  • световые индикаторы ключевых рабочих режимов;
  • возможность проконтролировать запись, прослушав ее на телефоне;
  • наличие паузы и автостопа;
  • регулировка громкости телефонов;
  • отличное устройство понижения шума;
  • частоты от 40 до 16000 Гц (в зависимости от типа используемой ленты);
  • масса в 7 кг.

Отдельно стоит сказать про условные знаки, использовавшиеся на аудиотехнике и радиоаппаратах. Окружность со стрелкой вправо показывала линейный выход. Соответственно, окружность, из которой выходит стрелка влево, применялась для обозначения линейного входа. Две окружности, разделенные нижним подчеркиванием, обозначают сам магнитофон (в составе других устройств). Антенный вход помечали белым квадратом, справа от которого располагалась буква Y, а 2 окружности рядом — это стерео.

Продолжая обзор культовых магнитофонов из прошлого, стоит упомянуть и «МИЗ-8». Несмотря на громоздкость, он не отставал от иностранных аналогов. Правда, стремительное изменение потребительских вкусов погубило эту неплохую модель и не позволило ей раскрыть свой потенциал. Модификация «Весна-2» оказалась, пожалуй, популярнее других ранних портативных устройств. Ее охотно использовали для прослушивания музыки на улице.

Магнитола «Казахстан», появившаяся в 1980-е годы, была хороша с технической точки зрения. Да и желающих ее приобрести было довольно много. Однако реализации потенциала помешала излишне высокая цена. Те, кто мог бы стать преданной аудиторией, редко позволяли себе такие расходы. Также в списках популярных некогда моделей можно встретить:

Обзор магнитофонов СССР смотрите в следующем видео.

Источник