10 самых известных произведений Людвига ван Бетховена
Людвиг ван Бетховен, творивший в эпоху между классицизмом и романтизмом, считается одним из важнейших композиторов в истории классической музыки.
Он сочинял во всех популярных в то время жанрах и везде имел успех, но все же лучшими его работами принято считать инструментальные произведения.
С момента его смерти прошло почти 200 лет, но его музыка по-прежнему жива. Трудно описать словами то влияние, что оказал Бетховен на историю, поэтому мы просто вспомним самые известные его произведения. Возможно, кто-то о них даже не знал, но если выделить время и послушать композиции из нашего списка, то ваш музыкальный вкус может сильно измениться.
10. Симфония №5, ор. 67
Даже если вы далеки от классической музыки и предпочитаете слушать русский рэп, вступительный фрагмент 5-й симфонии Бетховена наверняка покажется вам знакомым.
Его до сих пор активно используют в кино, играх, рекламе и т. д. Сам композитор описывал его короткой, но очень емкой фразой: «Так судьба стучится в двери».
Произведение было написано в период с 1804 по 1808 годы, когда и состоялась премьера в Вене. 4 года – большой срок, поэтому современники Бетховена даже поговаривали о том, что у него кончилось вдохновение и симфонию он не допишет.
Уже тогда он страдал от прогрессирующей глухоты, что только добавляло вес словам скептиков. 22 декабря в «Театр ан дер Вин» они с первых секунд поняли, что ошиблись.
9. Концерт для скрипки с оркестром, op. 61
Уникальность произведения в том, что это единственный законченный скрипичный концерт Бетховена. Он написал его для своего близкого друга Франца Клемента, который в 1806 году был не только известным музыкантом, но еще и директором Венского театра.
Концерт создавался в спешке, так что последнюю партию композитор закончил буквально перед выходом Клемента на сцену, из-за чего тому пришлось читать с листика и играть без репетиций.
Возможно, именно это стало причиной того, что выступление прошло тихо и незаметно, не произведя должного впечатления на публику.
Концерт был забыт и вспомнили о нем уже после смерти Бетховена, когда в 1844 году его сыграл Йозеф Иоахим, 12-летний вундеркинд. Вместе с ним на сцене был оркестр Королевской филармонии, а дирижировал Феликс Мендельсон.
8. Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император»
Многие свои произведения Бетховен посвящал своим друзьям и родным и концерт «Император» не стал исключением: его он посвятил своему ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.
Концерт стал одним из самых масштабных сочинений в карьере немца, отразив весь спектр переполнявших его эмоций. Здесь нежность граничит с грубой силой, а мощь переплетается с успокоением.
Интересный факт: вторую часть концерта (Allegro) режиссер Том Хупер использовал в титрах фильма «Король говорит», который в 2010 году получил «Оскар».
7. «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84
История отважного полководца Эгмонта была написана Иоганном Гёте в 1788 году, но поставить по ней масштабную пьесу решили только через 20 лет.
Директор придворных театров в Вене решил заказать музыку у Бетховена, который закончил ее в 1810 году (спустя 2 года после завершения Пятой симфонии).
Сюжет трагедии повествует об отважном герое, который нашел в себе мужество открыто выступить против инквизиции, которая в XVIII веке сжигала людей без разбора.
К сожалению, в этой трагедии один в поле не воин: Эгмонта посадили в тюрьму и впоследствии казнили. На этом моменте музыка приобретает похоронные ноты и становится грустной.
6. Соната для фортепиано №23, op. 57, «Аппассионата»
Одну из своих самых известных сонат композитор начал писать в 1803-м, а закончил в 1805-1806 годах, посвятив ее графу Францу Брунсвику.
Произведение было очень популярно в СССР, так как его высоко оценил Владимир Ильич Ленин. Максим Горький в своем очерке писал, как «вождь» слушал «Аппассионату» в квартире правозащитницы Екатерины Пешковой: «Я не знаю произведения лучше и готов слушать его каждый день», – сказал тогда Ленин.
5. Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша»
Для начала поясним, что такое «рондо-капричио». Капричио – это определение произвольности в музыкальном темпе, а рондо – музыкальный формат, характерной чертой которого является чередование главной темы с отличающимися фрагментами. «Ярость по поводу потерянного гроша» – самое известное произведение, сочетающее в себе эти форматы.
Композиция была написана в 1795 году, когда Бетховену было 25 лет. Подзаголовок, довольно шуточный, придумал Антон Шиндлер, друживший с музыкантом.
4. Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая»
Многие именитые музыковеды называли это знаменитое произведение «эстетическим манифестом» и «художественной декларацией, написанной с вызывающей демонстративностью». Если абстрагироваться от столь возвышенных понятий и просто слушать, то вы просто получите удовольствие.
Примечательна композиция и тем, что именно в момент ее создания Бетховен стал замечать первые симптомы развивающейся глухоты. На тот момент ему было всего 29 лет, и для музыканта это стало большим ударом.
Ходят слухи, что он даже хотел покончить с музыкой после «Патетической сонаты», но все же нашел в себе силы продолжать, не отступив от задуманного даже после того, как болезнь начала прогрессировать.
3. Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната»
Название соната получила в честь Рудольфа Крейцера, которому Бетховен ее посвятил, однако по изначальной задумке она должна была называться иначе.
Первым исполнителем стал скрипач Джордж Бриджтауэр, сыгравший ее вместе с композитором в Вене 24 мая 1803 года.
Музыка вновь была написана в спешке, из-за чего часть нот имелась в единственном экземпляре, так что Бриджтауэру во время выступления приходилось заглядывать через плечо Бетховена, сидевшего за фортепиано.
Именно Джорджу немец посвятил сонату, но потом передумал. Почему? Точного ответа нет, но есть пара легенд.
Согласной одной, в ночь после премьеры скрипач оскорбил знакомую даму Бетховена, что стало причиной крупной ссоры между ними.
Другая версия гласит, что Крейцер просто был более известным в те годы. Самое забавное, что последний никогда не исполнял посвященное ему произведение, сочтя его крайне неудобным.
2. Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)
Пьеса-багатель (простое произведение) по популярности может сравниться с Пятой симфонией, так как ее мотив известен во всем мире и используется по сей день.
Доподлинно неизвестно, кому конкретно посвящена пьеса: ее обнаружили уже после смерти композитора.
Несмотря на то, что в рукописи имелась надпись «Элизе на долгую память», существует версия, что нашедший ее Людвиг Ноль (биограф Бетховена) просто неверно разобрал почерк.
Поэтому некоторые историки считают, что музыка могла быть написана для Терезы Малфатти, которая училась у немца, или даже для Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра I.
1. Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната»
Знаменитую на весь мир «Лунную сонату» Бетховен написал для Джульетты Гвиччарди – 18-летней графини (композитору тогда было 30), которой он давал уроки музыки и в которую был влюблен.
Увы, но девушка предпочла выйти замуж за Венцеля Галленберга, тоже композитора. Пусть эта любовь и не обрела развития, зато подарила миру по-настоящему великое музыкальное произведение.
Источник
Топ 10 самых известных произведений Бетховена
Наш топ 10 самых известных произведений Бетховена расскажет о знаменитых мелодиях, которые знает, пожалуй, каждый любитель классической музыки.
10. Соната для фортепиано №8, ор. 13, «Патетическая»
Это произведение было создано Бетховеном в 1799 году. Его опубликовали в декабре того же года под названием «Большая патетическая соната». Композитор посвятил свое творение князю Карлу фон Лихновскому.
9. Сурок, ор. 52 №7
Это музыкальное произведение Бетховен написал к стихам Гете. Песня была опубликована в 1805 году. С тех пор она стала очень популярна. В наши дни ее нередко используют в музыкальных школах. Ведь эту детскую песенку несложно выучить, да и звучит она очень приятно. Текст рассказывает историю маленького мальчика, который путешествует по миру со своим необычным другом: дрессированным сурком.
8. «Эгмонт», ор. 84
В 1809 году Бетховен получил заказ на музыку от Венского Придворного театра. Взявшись за работу, он написал музыкальное сопровождение к трагедии Гете «Эгмонт». Сюжет рассказывает о том, как мужчина по имени Эгмонт поднял восстание в Нидерландах против испанцев. Центрального персонажа ждет печальный финал, но все же ему удается достичь своей основной цели. Премьера «Эгмонта» состоялась в 1810 году.
7. Соната для фортепиано №23, ор. 57, «Аппассионата»
Это произведение входит в число самых известных сонат Бетховена. Композитор посвятил свое творение графу Францу фон Брунсвику. Первая публикация этого музыкального произведения состоялась в феврале 1807 года в Вене.
6. Концерт для фортепиано с оркестром №5, ор. 73, «Император»
Композитор посвятил этот концерт эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. Премьера состоялась 11 декабря 1811 года в Лейпциге. Это музыкальное произведение сразу получило огромный успех и восхищение слушателей.
5. Концерт для скрипки с оркестром, ор. 61
«Концерт для скрипки с оркестром, ор. 61» – единственный законченный скрипичный концерт Бетховена. Автор посвятил это свое творение другу – Францу Клементу, который был известным композитором и скрипачом. Премьера концерта была назначена на 23 декабря 1806 года и состоялась в Вене. Сольную часть своего творения Бетховен заканчивал непосредственно перед выступлением, так что Клемент был вынужден исполнять некоторые отрывки без каких-либо репетиций. Премьера не принесла концерту успеха. Это творение Бетховена еще долго не исполнялось. Композитор был вынужден переделать его, поставив в центр музыкальной картины не скрипку, а фортепиано. Однако в 1844 году все изменилось. Скрипач Иозеф Иоахим с оркестром Королевского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона вновь исполнил скрипичный концерт Бетховена. Тогда-то это произведение и обрело популярность. Сейчас оно входит в число самых исполняемых концертов для скрипки с оркестром.
4. Симфония №9 Ре минор, ор. 125
Эта симфония также известна, как «Хоральная». Она является последней законченной симфонией Бетховена. Тема второй части была написана еще в 1815 году, но всерьез за работу над этим произведением композитор взялся только в 1822 году. Спустя 2 года состоялось первое публичное исполнение в Вене. Симфония стала довольно популярна. Например, в Японии она считается новогодней мелодией и по сей день исполняется в канун праздника.
3. Симфония №5, ор. 67
За это произведение Бетховен взялся в 1804 году. В то время у композитора уже были большие проблемы со слухом, но это не помешало ему продолжить работу. Правда, Бетховен был вынужден прерываться на написание других произведений: например, «Сонаты №23» и «Симфонии №4». «Симфонию №5, ор. 67» композитор закончил в 1808 году, и тогда же состоялась премьера. А вот посвящение к симфонии – князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому – Бетховен написал лишь спустя год.
2. К Элизе
Неизвестно, когда именно была написана эта пьеса-багатель. Ее рукопись нашли только в 1865 году и опубликовали уже после смерти Бетховена. Неизвестно, кому именно композитор посвятил свой шедевр. Ведь почерк был неразборчивым, и надпись могла означать «К Элизе» или «К Терезе». В таком случае, музой могла быть ученица Бетховена Тереза, его подруга Элизабет или даже жена российского императора Александра I – Елизавета Алексеевна.
1. Лунная соната
Это произведение Бетховен закончил в 1801 году, в сложный период своей жизни. Во-первых, у композитора начались проблемы со слухом. А во-вторых, отношения с графиней Джульеттой Гвиччарди, на которой хотел жениться Бетховен, закончились разрывом. В итоге, композитор посвятил «Лунную сонату» своей возлюбленной.
Классическая музыка невероятно красива, а потому продолжает очаровывать слушателей даже спустя века после своего создания.
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал и будьте в нашем Топе!
Так же будем рады Вашим любым комментариям, советам и рекомендациям, а так же дополнениям к нашим Топам, если что то мы упустили! )
Источник
Самые известные произведения Бетховена
Самые известные произведения Бетховена.
Музыку Бетховена можно слушать бесконечно. Все его произведения оставляют неизгладимое впечатление, но тут мы рассмотрим лишь малую часть из них.
Симфония №5, ор. 67 (1808). Одна из самых известных и часто исполняемых симфоний. Эту симфонию Бетховен начал писать, когда ему было 35 лет(1804). В это время у него уже были большие проблемы со слухом. Работа над этим шедевром у него продвигалась медленно, он часто прерывался для написания других произведений (Соната №23, Симфония №4 и другие). «Так судьба стучится в дверь» — говорил Бетховен про главный мотив первой части симфонии. В 1809 году Бетховен написал посвящение к симфонии — князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому. Симфония была закончена в 1808 году, и в том же году состоялось первое публичное исполнение. Симфония стала одним из символов классической музыки.
Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната» (1801). Одно из самых известных классических музыкальных произведений и наверное трудно найти человека, который ни разу в жизни не слышал «Лунную сонату». Эту сонату Бетховен закончил в 1801 году, испытывая сильные душевные муки. Он терял слух, уже в это время ему приходилось подходить ближе к оркестру, что бы слышать высокие звуки. И вторым ударом был разрыв с молодой графиней Джульеттой Гвиччарди, в которую Бетховен был влюблен и хотел на ней жениться. Эту сонату он посвятил ей.
Своему названию соната обязана музыкальному критику Людвигу Рельштабу, который сравнил ее с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». При этом многие музыкальные критики считают, что в этой сонате нет ничего «лунного» и название «Лунная соната» совсем не отражает духа произведения. Сам Бетховен называл это произведение «сонатой в духе фантазии».
Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise») (приблизительно 1810 год). Еще одно всемирно известное произведение Бетховена. Широко используется при обучении, и входит в обязательную программу в музыкальных школах всего мира. Эту пьесу-багатель впервые опубликовали в 1867 году, после смерти композитора. В 1865 году рукопись нашел биограф Бетховена Людвиг Ноль. По его словам там стояла дата 27 апреля без года. Так же на рукописи были наброски к «Эгмонту» (op. 84), и поэтому «К Элизе» датировали 1810 годом. Сама рукопись утеряна. Есть несколько версий кому посвящен этот багатель. По одной версии, из-за неразборчивого почерка, Ноль не правильно прочитал надпись, а на самом деле на рукописи была надпись «К Терезе», и посвятил ее Бетховен своей ученице Терезе фон Дроссдик (Мальфатти), в которую был влюблен. По другой версии, Бетховен посвятил это произведение Элизабет Рекель, близкая подруга Бетховена, которую в Вене называли Элиза. Еще по одной версии, пьеса посвящена жене российского императора Александра I Елизавете Алексеевне. В 2009 году исследователь творчества Бетховена Лука Кьянторе предположил, что Бетховен мог не быть автором «К Элизе» в том виде, в котором ее опубликовал Людвиг Ноль, хотя бесспорно тема произведения и практически весь материал принадлежат Бетховену.
Симфония №9 Ре минор, Op. 125 (1824). Эту симфонию еще называют «Хоральной». Последняя законченная симфония Бетховена. Он начал писать ее в 1822 году, хотя тема второй части была написана еще в 1815 году. Первое публичное исполнение симфонии состоялась в Вене в 1824 году. Лев Толстой отрицательно отнесся к симфонии, написав в своем эссе: «Произведение это принадлежит к дурному искусству». Фрагмент из этой симфонии «Ода к радости» сейчас является гимном Евросоюза. В Японии существует традиция исполнять эту симфонию в канун Нового года.
Так же с симфонией связанно одно суеверие: «Проклятие девятой симфонии» — каждый композитор, начиная с Бетховена, написавший девятую симфонию, вскоре умирает. И некоторые композиторы серьезно относятся к этому, хотя в мире много примеров, не подтверждающих это суеверие.
«Эгмонт»(«Egmont»), op. 84 (1810) – увертюра и музыка к одноименной трагедии Гете. Бетховен получил заказ на музыку от Венского Придворного театра в 1809 году. И в 1810 году состоялась премьера. В пьесе Гете описывается восстание народа Нидерландов под предводительством Эгмонта против испанцев. В результате главный герой погибает, но народ Нидерландов получает независимость.
Классическая песня «Сурок» («Marmotte»), op. 52 №7(1805). Музыка Бетховена к стихам Гете. Опубликовано в 1805 году. Широко используется в музыкальных школах для обучения. Песня исполняется от имени маленького мальчика с дрессированным сурком.
Текст песни на русском языке. Перевод С.С. Заяицкого.
По разным странам я бродил
И мой сурок со мною.
И сыт всегда везде я был
И мой сурок со мною.
Припев:
И мой всегда, и мой везде,
И мой сурок со мною.
И мой всегда, и мой везде,
И мой сурок со мною.
Господ не мало я видал,
И мой сурок со мною.
И любит кто кого, я знал,
И мой сурок со мною.
Девиц весёлых я встречал,
И мой сурок со мною.
Смешил я их, ведь я так мал,
И мой сурок со мною.
Прошу я грош за песнь мою,
И мой сурок со мною.
Попить, поесть я так люблю,
И мой сурок со мною.
Припев.
Концерт для скрипки с оркестром, op. 61 (1806). Первый раз этот концерт исполнялся 23 декабря 1806 года в Вене. Посвятил его Бетховен своему другу, известному скрипачу и композитору того времени Францу Клементу. Бытует мнение, что сольную часть этого произведения Бетховен заканчивал непосредственно перед концертом, из-за чего Франц Клемент некоторые части во время выступления читал прямо с листа. Премьера не имела успеха, и еще долгое время этот скрипичный концерт не исполнялся. По просьбе друга, Бетховен переделывал этот концерт для фортепиано. Только в 1844 году, после исполнения юным скрипачом Иозефом Иоахимом с оркестром Королевского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона, концерт приобрел популярность. Это единственный законченный скрипичный концерт Бетховена, который оказал огромное влияние на историю скрипичной музыки, и, в наши дни, один из самых исполняемых концертов для скрипки с оркестром.
Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император» (1811). Премьера состоялась 11 декабря 1811 года в Лейпциге и имела большой успех. Этот концерт Бетховен посвятил эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.
Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната» (1802). Премьера сонаты состоялась 24 мая 1803 года в Вене. Первоначально Бетховен посвятил ее скрипачу Джорджу Бриджтауэру, вместе с которым Бетховен и исполнял сонату на премьере. Но когда соната была опубликована, там уже значилось посвящение Родольфу Крейцеру. Бытует мнение, что после премьеры, Бетховен поссорился с Бриджтауэром, и из-за этого поменял посвящение. Лев Толстой написал повесть «Крейцерова соната», что придало дополнительной популярности произведению Бетховена.
Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша» (1795). Это произведение Бетховен так и не закончил. Оно было опубликовано с черновиков в 1828.
Соната для фортепиано №23, op. 57, «Аппассионата» (1807). Первая публикация, одной из самых известных сонат Бетховена, была в феврале 1807 года в Вене и посвящалась графу Францу фон Брунсвику.
Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая» (1799). Эту сонату Бетховен посвятил князю Карлу фон Лихновскому. Первая публикация состоялась в декабре 1799 года под названием «Большая патетическая соната».
Op. — opus, по латыни — «произведение». Номер произведения автора, как правило, в хронологическом порядке. Ставится автором или издателем.
WoO — «Werk ohne Opuszahl» произведение без номера опуса. Этот термин применяется к безопусным произведениям Бетховена, Р.Шумана и Брамса и составлен музыковедами.
Последние оценки: 1 5 5 5 5 5 1 5 5 2
Источник